Хатькова С. А., учитель русского языка и литературы моу сош № 1 г. Хвалынска Саратовской области
Разработанная схема самодиагностики стиля обучения учащегося (вместе с мониторингом динамики развития обучающегося) позволяет учителю получить представление о предпочтениях ученика в обучении, спрогнозировать результат работы ученика на уроке, спланировать ход урока так, чтобы ученик развивался гармонично. Самодиагностика стиля обучения. Определите предпочитаемый стиль обучения, оценив себя (как ученика) по шкале от 4 до 1 (в зависимости от степени выраженного свойства, действия). В каждой строке каждая цифра не может повторяться, например: 1.(Как ученик) я...: 4А (восприимчив к знанию); 1В (старателен); 2С (практичен); 3Д (концептуален).
Суждение и выбор ответа 1 суждение. Какой я ученик? А: Восприимчив к знанию, открыт знанию. В: Старателен. С: Практичен. Д: Концептуален.
2 суждение. На уроке мне нравится… А: обдумывать, запоминать. В: работать в группе. С: анализировать, сопоставлять. Д: быть ученым-открывателем, быть свободным в выборе пути к цели.
3 суждение. Я учусь лучше, если… А: спокоен, собран, мне предложена схема знания. В: есть возможность понаблюдать, есть время подумать. С: упражняюсь. Д: понимаю задачу работы.
4 суждение. Когда я учусь,.. А: нуждаюсь в объяснении темы учителем или одноклассником. В: мне должно быть интересно на уроке. С: должен быть уверен в том, что верно понимаю тему. Д: не боюсь ошибаться.
5 суждение. Когда я учусь, я предпочитаю… А: доверять интуиции. В: видеть объяснение, слышать объяснение. С: быть активным на уроке, быть деятельным учеником. Д: звать на помощь логику.
6 суждение. Когда я учусь, я... А: доверяю данному знанию. В: размышляю над данным знанием, сопоставляю факты. С: развиваю данное знание, соединяю теорию с практикой. Д: вижу схему знания, систематизирую имеющиеся знания.
Определите, какие ответы относятся к каким стилям обучения (конкретный опыт; наблюдение с размышлением и обобщением; отвлеченное размышление с выдвижением гипотезы; активное экспериментирование). Суммируйте полученные результаты по формулам, например: • Конкретный опыт = 1А+3А+5А+2В+4В+6В; • Наблюдение с размышлением и обобщением = 1В+3В+5В+2А+4А+6А; • Отвлеченное размышление и гипотеза = 1Д+3Д+5Д+2С+4С+6С; • Активное экспериментирование = 1С+3С+5С+2Д+4Д+6Д. Отложите полученные результаты на оси координат. Вертикальная ось: верх – конкретный опыт, низ – гипотеза. Горизонтальная ось:слева – активное экспериментирование, справа – наблюдение, размышление, обобщение. Соедините полученные точки линиями. Получился ли у вас 4-угольник?
На геометрической фигуре, получившейся у вас, видно, на что следует обратить внимание, какие качества в себе развивать, чтобы стать более успешным в учебе.
Самодиагностика позволяет получить представление о 4 типах обучаемых (с творческим, ассоциативным мышлением; с аналитическим мышлением; со сторонниками здравого смысла, соединяющими теорию и практику; с работягами, деятелями, практиками). Но необходимо помнить об относительности любой классификации, речь идет о предпочтениях в обучении, тенденциях. Классификация ставится в зависимость от восприятия информации (как мы воспринимаем информацию) и ее обработки (как мы работаем с информацией). Планирование урока (мотивация деятельности, актуализация знания, открытие нового знания и его формирование (задачи уч-ся –открыть знание, воспользоваться им, развить, обобщить, систематизировать), перевод знания в умение, контроль и коррекция знания, творческое применение знания) учитывает, как (каким образом) все типы уч-ся должны получить возможность активного участия в процессе обучения. Роль учителя заключается в том, чтобы подключить к работе на уроке ученика тогда, когда он (в силу своих предпочтений) этого не склонен делать сам. Ученики с воображением и ученики-деятели заслуживают особого внимания, так как если их не увлечь за собой на стадии получения информации и практики ее применения, то первые зависнут в облаках своей фантазии, а последние просто займутся своими «насущными» делами. Эмоции и личностный подход – ключ к решению проблемы. Любая попытка разделить процесс обучения на четкие фрагменты тут же выявляет несостоятельность подобного подхода к обучению. Быть учителем – это мастерство, а не ремесло. В образовательном процессе все должно быть интегрированным.