Методика преподавания литературы и русского языка в процессе личностно ориентированного обучения. Из опыта педагога.
Автор разработки: Хатькова С. А., учитель русского языка и литературы моу «сош № 1 г. Хвалынска Саратовской области» Аннотация В работе обобщаются методические приемы, используемые педагогом на уроках литературы и русского языка в процессе языкового воспитания обучающегося; приводится система упражнений, раскрывающих личностный потенциал обучающихся; на примере творческих работ объясняется целесообразность применения методики личностно ориентированного обучения. Преподавателям могут быть интересны некоторые формы работы с обучающимися, такие, как: лирический музей урока, ученическое методическое объединение словесников, самодиагностика определения стиля обучения. Содержание Введение. 2 стр. Методические приемы, используемые на уроках литературы и русского языка в процессе языкового воспитания ученика. 4 стр. Заключение. 37 стр.
Введение
Критерием качества школьной филологической подготовки может стать готовность обучающегося к читательскому сотворчеству, вызванному образностью художественного произведения; к интерпретации художественного мира, к переводу его образности на язык философской мысли. «Разговорить» художественное слово; пробудить писательское чувство в читателе, научить относиться к художественному слову как к «вещи в себе» - задачи филологических школьных занятий. Психологи утверждают: залог успеха любого начинания в поставленной цели. Не максимальной, а минимальной! Как часто мы на уроках повторяем банальность: ничего вдруг (на пустом месте) не возникает. Мы понимаем, какими хотим видеть своих учеников (требования-то едины!). Зачем ждать три года (а то и пять лет), наивно надеясь, что в 10-11 классах все образуется само собой? Результат один: никакая настойчивая «аналитико-синтетическая и оценочная деятельность», начатая в 8-9 классах, уже не поможет. Страшен смысл слова «поздно». Проблема учителя: как учить? Часто ошибка системы обучения повторяет житейскую ошибку. Мы всё готовимся жить – когда же жить! Мы все готовим ученика к настоящей работе читателя-переводчика, сдерживая его, - когда же работать! Учитель – это методист и практик, независимый эксперт хода своей работы. Обучение – это психология и философия. Относительность открытых ими закономерностей требует от учителя более гибкого подхода к принципам теории преподавания литературы. Верю в постулаты: Вылечиться от «ограниченности», «несовершенства» своего (а осознание его – мотив любой учебы) ограниченностью нельзя. Кто в школе самый «ограниченный»? Пятиклассник. Все литературоведческие приемы работы с текстом должны быть отработаны в пятом классе, далее – шлифовка «мастерства». Самое важное – это начало. Судьба музыканта-исполнителя зависит от первого года обучения: как пальчики ему «поставишь», так он и заиграет в будущем. Почему бы не «ставить» и умение мыслить? Метод работы с художественным текстом (вплоть до организации труда: всегда карандаш для художественного слова в тексте и листочек для заметок) должен сложиться именно в это время. Психология обучения основана на самообучении: прочно знание то, что добывается самостоятельно. Задача – научить человека добывать знания и показать ему, как радостно собственное открытие. Если воспитаем в ученике учителя для себя, то успех нам и ему обеспечен. Самостоятельная исследовательская работа определяет особенности заданий на уроках литературы. «А как же возрастная психология?» - засомневаются коллеги. Что такое «возрастная психология»? Для нас, как преподавателей, важно одно: варьируется лишь уровень развития способностей, но возможности для познавательной работы остаются всегда. Характер человека формируется в первые годы жизни. Откуда чувство такта, вкуса, меры у взрослого человека? Все мы родом из детства. Зачем же недооценивать малыша, когда он впервые приходит к нам? «Заложим» в него правила хорошего тона работы литературоведа. Не забудем, что это тот возраст, когда у человека страстное желание казаться взрослым. Это возраст «умничания» - пусть мудрствуют. А еще это тот самый краткий, к сожалению, миг, когда человеку хочется учиться. «Очень хочу учиться»,- пишет пятиклассник, размышляя о себе самом в сочинении «Я – какой?». Воспользуемся преимуществом возраста на пользу себе и нашим ученикам. «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». В словах Ф. Достоевского ключ к работе на уроках литературы: проникновение в тайны философии духа через тайну Слова. Надо понять специфику прочтения художественного произведения. Как воссоздать мир писателя из сказанного слова? Читатель должен увидеть в зеркале произведения и себя, и отражение души человека, за которым он наблюдает. Обоснованность читательской мысли – показатель степени читательского восприятия. Нельзя разделять этот подход на два самостоятельно существующих вида работы на уроках. Нет выбора между «размышлять по поводу» или «вчитываться в текст». Одно без другого теряет всякий смысл, потому и на ученических листочках всегда две колонки: слово и чувство, мысль, ассоциация. Любой вид искусства – способ познания мира и общения с миром, поиск языка самовыражения. Объяснить себя – значит понять себя. Особенность заданий, обучающих пониманию литературы, должна быть обусловлена тремя основными задачами: воспитанием читателя, воспитанием слушателя, воспитанием говорящего. Научить (научиться) владеть словом, наблюдая, как это удается мастеру слова, - цель, рождающая союз учителя и ученика на уроке литературы. Попытаемся обобщить некоторые методические приемы, используемые нами на уроках литературы в процессе языкового воспитания обучающегося.
Методические приемы, используемые на уроках литературы и русского языка в процессе языкового воспитания обучающегося.
Помним об ответственности первой встречи с теми, кто еще не понимает, что урок чтения и урок литературы – два разных школьных предмета, что интерес чтения вовсе не в пересказе сюжета, а в читательской способности вызывать на откровенность своего собеседника – книгу. Задача учителя на первых уроках литературы в пятом классе – внушение: хороший ученик тот, кто сумеет «разговорить» художественное слово, кому оно в большем признается; тот, кто в одном слове текста сможет распознать целую гамму чувств, отношений. Важно внушить ученику веру в свои силы: «И я так могу, как мой учитель». С самого первого урока важно показать, что художественный текст полон загадок. Работа со знакомым текстом должна пробудить чувство радостного недоумения. Например,как же я раньше не замечал, что мой давний знакомый, ветер ( «ветер, ветер., ты могуч…»), не какой-то там обыкновенный сильный ветер, а настоящий ветрище, потому что «гоняет» не тучку, а «стаи туч», «волнует» не лужицу, а «сине» ( равнодушное, безучастное ) море; что царство его не смешное тридевятое, а «всюду», весь «простор»; что не такой уж добренький и скромненький ветерок, если «гоняет», «волнует», но не злодей, ценящий свободу без креста, ибо существует для него предел, сдерживающий чувство независимости (ветер «не боится никого, кроме бога одного»). И человек, оказывается, не так уж всемогущ и всесилен, как думалось. Кто к кому приходит за помощью?! Но радуешься тому, что человек благороден: нет дерзости и униженности в его Слове (пусть и просительном), нет лести в его обращении, дважды повторенном: «Ветер, ветер…». Как хочется помочь потерявшему надежду человеку! А вы слышали когда-нибудь настоящий язык, на котором ветры разговаривают? Сказка, чтоб они меж собой общались на языке людей! А ведь слышали!!! Послушайте: « Ветер, ветер, ты могуч.., ты гоняешь… стаи туч..., волнуешь.., веешь.., не боишься…» Попробуйте стать ветром! В каких словах ваша роль? Не в словах, а в звуках! Сыграйте её все вместе! Смотрите, как здорово у Пушкина: будто бы и нет ветра, его еще не видно, не слышно. Кого видим? Слова произносит человек. А язык ветра задан в поэтической речи, и мы ветер слышим, мы уже представляем его, мы уже начинаем переводить его речь, мы уже понимаем его! Написанное слово и озвученное слово дополняют друг друга. Выразительное чтение – традиционный прием работы на уроке литературы. Чаще всего им пользуются при завершении работы над произведением. Учителя воспринимают выразительное чтение учащихся как возможность помолчать, « отдохнуть ». А выразительное чтение - одна из возможностей выработать чувство текста, зоркость слова, проникнуть в тайны человеческой психологии, логики, риторики. Сила голоса, мелодия речи, темп, пауза … Как объяснить, почему так чувствуется нам? Какой человек мог бы так прочесть, как прочел нам сейчас Саша? Близко ли это было к характеру нашего героя? Пусть сейчас прозвучит одна фраза. Прочтите вот эту строчку вы, вы, вы, вы … Чье прочтение ближе к авторскому замыслу? Почему? Почему Лене удалось это передать? В чем ее находка? Как вы думаете, о чем нужно помнить, общаясь с людьми? Выразительное чтение не развлечение, а работа ума и сердца, возможность перевоплощения. Важно первое домашнее задание по литературе в пятом классе. Ученик должен понять, что самая главная работа – дома, что работа эта трудная, потому что всегда самостоятельная, требующая точности, убедительности, образности речи, но азартная, потому что интересная: кто больше смысла откроет в тексте? Домашние задания не должны сводиться к повторению уже произнесенного на уроке. В основе их должен быть анализ художественного текста малого объема. Если в классе звучал образ пушкинского ветра, то предложим дома поработать над тютчевским образом ветра: «О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно?» На уроке отрабатываются навыки такого анализа. Например, предлагается вопросная схема: на что надо обращать внимание при чтении, что искать в тексте, в чем можно «слышать» характер героя (в поступках, в речи, в портрете, в системе второстепенных персонажей)? Дома учащиеся вспоминают о приемах работы с текстом и пытаются применить их в своих работах. Познание литературы – это наука, у которой тоже есть свои аксиомы. В сущности, основа любого произведения задана самой жизнью (как существуют вечные истины, так существуют и вечные проблемы, и ни одному писателю их не избежать). Существует и отработанная схема анализа произведения, которая сводится к немногому- к работе над художественной деталью текста. В процессе этой работы ученики формулируют вопросы, над которыми задумываются автор и читатель, и вопросы, которые приглашают к размышлению. Дома ученикам предлагается на выбор ответить в тезисной форме на все поставленные вопросы или дать развернутый ответ на один из них. Таким образом, домашняя работа становится основой следующего урока, который ученики проведут сами. При этом учителю следует помнить: условие успеха урока в соответствии темы домашнего задания теме следующего урока. Жаль учеников, которые, например, получив задание прочитать известный рассказ Тургенева, воссоздать самый волнующий эпизод, приходят на урок подготовленными, а учитель на уроке предлагает отработать тему «Характеристика литературного героя»… Легко заметить определенное несоответствие: домашнее задание предполагало работу над эмоциональной лексикой, а на уроке контролируется знание понятийной лексики. Вера учеников в свои силы может быть подорвана. Хорош тот учитель, когда его ученикам на уроках легко. Важно, чтобы ученики на уроке слышали ответы своих одноклассников. Так вырабатывается навык ведения дискуссии. Надо задуматься, кто и отчего молчит на уроке. Обычно молчат от страха показаться глупыми. Литература – слово о философии жизни. Кто рискнет утверждать, что он держит истину в руках? На уроке литературы есть человек, а значит, роли учителя и ученика одинаково значимы. Должны быть единые ценности: ценность собственного мнения, ценность своего слова, позиции в жизни, уважение мнения других. Надо убеждать учеников в том, на что они способны, объясняя ценное в их ответах. «Отталкивающее в Достоевском – «красота в паутине», - приходят к выводу девятиклассники, прочитав «Белые ночи». Но разве не весь Достоевский в этом? Поразительна глубина интуитивного восприятия мира писателя, ведь вывод сделан лишь на основе анализа одного произведения автора. Жизненный путь человека повторяет путь человечества. На заре жизни человечество общалось на синкретичном языке: слово - мелодия - движение - жест. Человек рождается с поэзией в душе. Именно на начальной стадии знакомства с литературой (в пятом классе) учителю дается уникальная возможность научить человека видеть образность слова, мысли, чувства, научить человека красноречию. Начало такой работы предполагает обучение на материале поэтического текста. При этом акцент делается на развитие ассоциативного мышления. Учитель опирается на изначально присущие юному возрасту образное видение мира, богатое воображение, фантазию, любопытство, пытливость и гибкость ума. В основе упражнений – Слово и Образ, Слово и Чувства, которые оно пробуждает. Посмотрим, как собираются материалы к образу «весна»:
Слово - ассоциация: душистая - приятно, красиво, сладко, вкусно, легко; повеяла крылом - свобода; радость жизни; пробуждение; надежда; очищение; обещание. Как разбудить работу мысли ученика на уроке? 1) Обращением к личностному опыту юного читателя. Как много (о чем) может мне сказать слово? Хороший ли я слушатель: мне так много поэт наговорил, а понял ли я, о зиме ли, о природе ли он мне рассказывал или о себе самом? Он рассказывал или спрашивал меня о чем-то? Почему у меня возникло впечатление, что ему не нравится этот ветер, этот день, этот человек? 2) Вниманием к художественному миру произведения. Каким видится мир автору? Представьте картину его мира в цвете, в звуках, в образных деталях. 3) Просьбой быть внимательными к стилистической окраске слова. Случайно ли мы выбираем слово из словесного ряда? Лицо, лик, рожа, морда, харя; личико, рожица, мордочка. Слово как живая фотография. 4) Созданием проблемной ситуации. Например, пятиклассникам дано домашнее задание: «Есть ли правила добра и правила зла?» Если есть, сформулируйте их. На уроке учащиеся зачитывают составленные дома списки правил добра и зла. Учитель знакомит учеников с героем рассказа Л. Андреева «Правила добра». И все списки рушатся. Андреевский черт запутывается сам и всех запутывает. Вопросы и размышления на уроке рождаются сами собой. 5) Творческими заданиями с элементами анализа. Цель таких заданий – показать, что в художественном тексте нет лишних слов, что всегда надо задумываться, зачем слово произносится, и искать ответы в звукописи, в строении слова, в словесном содружестве. Например, у А. Блока: «И в лоскутах ее лохмотий души скрываю наготу». «Лоскуты лохмотий» - нагота души поэта, обнаженность души России, символ чистоты, светлости духовной, символ единения, понимания друг друга. Но почему выбран глагол «скрыть»? Можно ли скрыть наготу души в другой незащищенности? Послушайте, как М. Цветаева отпевает человека, уставшего от жизни и бросившего жизнь, как просит Бога понять, принять: И не жалость – мало жил, И не горечь – мало дал, Много жил – кто в наши жил Дни, все дал – кто песню дал. Произнесите последние слова всех строк: жил - дал, жил - дал. Слышите колокола? Перед учителем стоит задача: научить юного читателя анализировать художественный текст, не отпугнуть его при этом терминологической ученостью. Рассказ прочитан. Что удивило, смутило? О чем подумали? О чем хотели бы спросить автора? Задайте свои вопросы, помните, что среди них могут быть такие, которые во все времена считались безответными: в чем смысл жизни? Пятиклассники умеют задавать вопросы, например, вот так, как это сделал один ученик по рассказу А. Алексина «Как ваше здоровье?»: «Почему бабушка считала папу неудачником? Почему мама папу уважала и одновременно упрекала? Почему мальчик тихо врал? Зачем мальчик тоже захотел заболеть?» Вот над чем задумался другой пятиклассник, читая стихотворение А. Пушкина «Я вас любил»: «Нужна ли любовь? К прошлому есть возврат? Что чувствует человек, прощаясь с любовью? Какой была любовь? Что можно сказать на прощанье друг другу? Будет ли новая любовь?» Вопросы светлые, философские. Умение выразить свою мысль отрабатывается следующими упражнениями: 1) выразите свою мысль пословицей, поговоркой; 2) поучите пословицами, поговорками, например, ленивого человека или зазнайку; 3) сформулируйте правила жизни героя; 4) придумайте эпиграф к сегодняшнему уроку, сформулируйте самое главное, о чем мы говорили; 5)растолкуйте значение слова; дайте определение слову; сформулируйте свою мысль так, чтобы избежать выражения «это когда». Пятиклассники легко справляются с подобного рода заданиями: тоска – чувство одинокой души; злость – чувство мщения, несдержанности; радость – улыбка удачи; трусость – неуверенность в себе; прощение – понимание человека. Урок литературы – разговор с литературой: вот с этой конкретной фразой, вот с этим художественным словом, вот с этим образом мысли человека, вот с этим откровением затаенного мира подсознания. Для многих взрослых вступить в предложенную беседу немыслимо, если непонятна цель самого обращения. Удачно, если рождается в душе предчувствие понимания: чувствую, да выразить словом не могу. Прискорбно, если нет и скромного движения чувств. Как объяснить признание человека, как принять его размышление, его философию жизни на данную минуту, как услышать вопросы к себе, к нам, к жизни? Как переживается слово, как оно слышится, что представляется им? Ум упорствует … И правильно: на всякий образ мозг откликается образом, и лишь потом призывается разумность, находящая объяснение всему. Когда пятиклассники читают насыщенные образами гоголевские пейзажи, первое, что слышишь от них: « Месяц в небе похож на лебедя, наслаждающегося озером звёзд». Писатель мыслит образами, и его художественное слово доступно лишь образному читательскому мышлению. Понимают ли природу образного мышления наши дети? Как интерпретировать фразу: «Душа летит, раскинув руки, вдоль сонных Берегов окаменевшей муки …»? Юные слушатели делают это так: «Где звук – там игра, игра воображения». Обладают ли способностью к активному образному восприятию поэтического текста юные читатели? Эту способность отражает следующий пример ученической интерпретации стихотворения Б.Пастернака: Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проёме Незадернутых гардин … « В мире Пастернака – тишь. Человек скован природой. Ему не хочется нести жизнь на себе. Промельки жизни. Борьба с судьбой, с природой. Перечеркнутая жизнь. В сердце, как игла, печаль. Душа молчит, нуждается в ещё большей тишине. Но нет надежды на одиночество. Душа рвётся на волю. Человеку нравится. Ему кажется: зима поучает жить. Но желанна ли сумеречная скованность? Женщина Пастернака – женщина из снежных хлопьев, которые вот-вот растают. Так и жизнь уходит из человека. Жизнь капризна. Иногда её капризы невыносимы. Жизнь полна неурядиц и неожиданностей. Поэтические неурядицы – в стихах. А в жизни – они в любви …» (Аржанухин Владислав, 6 класс.) Умеют ли сами дети мыслить образами? Убедительнее всего это было бы проследить по результатам творческих работ учащихся разного этапа обучения. Пятиклассникам предложено задание: составьте со словами «тишина», «безмолвие» а) образные предложения; б) текст малого объёма. Вот так откликнулись юные творческие души на слово: «Тишина – загадка неведения. Безмолвие легковерно и неизбежно. Бывает безмолвие мудрых и невежд. Безмолвие – пытка творческого духа. Безмолвие обнажает душу. Оно питает ненавистью грудь. Иногда проповедует любовь.» (Наумов Алексей, 5 класс.) «Безмолвие – таинственность души. Трагическое безмолвие – скорбь о грешном, пребывание в вечной печали. Комическое безмолвие – нелепая грусть на островке счастья. Искреннее безмолвие – придуманная сказка. Злостное безмолвие – жизненная проблема. Добролюбивое безмолвие – человечность принципа. Житие в безмолвии – знак отречения от мирских утех. Безмолвие – пустота ума». (Перекальская Александра, 5 класс.)
Учащимся 6 класса предложено составить образный текст малого объёма: а) образное описание уходящей ночи; б) образное повествование о беспокойном дожде. «Ветер зашуршал в душе ночи и разбил слёзы ночной путаницы. Ночь приуныла от грусти ветра и прибрала заносчивый замысел». (Баранова Маргарита, 6 класс.) «Расплакался дождь, развеселился ветер, забеспокоились лужи, застонали деревья. Солнце задержалось в небе: земля затемняет обман. Туча безжалостно забросала землю градом». (Андреева Марина, 6 класс.) 11-классники работали над образом «время». Ученик сам выбрал стихотворную речь, хотя это не являлось целью задания. В данной творческой работе нам интересно не соблюдение норм стихосложения, а образность мысли. Час перепутан стремленьем и ленью. Косы глаза у щекастой луны. В нашей грязи свирепствует время. И пульсом чеканит движенье войны.
Осень теперь уже заматерела, Выдула ночь из плаксивых высот. Душа зачесалась, душа ошалела И объявила расчётам бойкот. Сквозь облетающий вопль кварталов Ширится тишь и вползает в дома. Катятся блажь и смертельность обвалов Нового сна, тяжкого сна.
Только сердце, как губы, желанно. Трудна добыча, да не время терпеть. Во мраке ползет любовь на диваны, Чтоб скорей взлететь, закалиться, истлеть. Солнцем смеётся беззубое утро В виденьях завтрашних выжатых битв. Оно одичало, оно системностью мудро. Остро и точно соло сияющих бритв. (Шашлюков Александр, 11 класс.)
Художественный мир любого литературного произведения создается Словом, способным задать пространство, время, движение, цвет, звук, мелодию. Проникновение в мир автора возможно только благодаря кропотливой работе с художественным текстом на разных уровнях восприятия. Назовем некоторые из них: - ассоциативный: пробуждение мысли; - философский: способность представить мысль как суждение; - образное представление темы в произведении; - художественная интерпретация прочитанного; - стилевое подражание писателю (на уровне суждения или размышления). Обучение приемам работы с текстом ведется через систему литературных упражнений, направленных на развитие читательской активности и творческой индивидуальности учащихся. В основе этих упражнений анализ словесного образа на самых разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом, лексическом, пунктуационном, синтаксическом. 1. Упражнения на развитие образности собственной мысли. а) Раскрыть смысл сравнения: человек-ночь, человек-океан, человек-волк ( ястреб, кот)? б) Представить характер человека через конкретный образ: наивный (как дождь), вдохновенный (как …), снисходительный (как…), беззаботный (как…). в) Найти в тексте образ и объяснить его: «Млечный путь бледнел и таял, как свечка». г) Закончить предложение: «Характер человека определяет его жизненные принципы, например: честность не позволит не услышать совесть, упрямство сделает человека настойчивым, а сдержанность …? д) Назвать слабые и сильные черты характера повесы, непоседы. 2. Упражнения на развитие образности собственного чувства. а) Передать своё чувство и объяснить найденный образ: чувствую себя, как свеча на ветру. б) Найти образ степени желания: хочу, горю, … 3. Упражнения на восприятие авторской образности. Объяснить различия в характерах людей: а) «Ты дышишь солнцем, я дышу луною». б) «Руки люблю целовать. И люблю имена раздавать. И ещё раскрывать Двери настежь в тёмную ночь». Ср.: « Я люблю кровавый бой, Я рожден для службы царской. Сабля, … конь гусарский! Вот девиз мой золотой!» Раскрыть характер: а) « Ты совсем, ты совсем снеговая». б) «Ночь моя – бред о тебе. День – равнодушное: пусть!» Описать внутреннее состояние говорящего: а) «Я живу, как кукушка в часах». б) « Шорох осени в доме моём». Объяснить смысл переживания: «Ведь я мог дать не то, что дал, что мне давалось ради шутки». Передать смысл именно так начатого разговора: «Если б знала ты… Как умеет любить хулиган, Как он умеет быть покорным». Раскрыть смысл улыбки: «Я улыбнулась судьбе, мне посылающей грусть». Объяснить восприятие героем себя в жизни: «Нет тайны у занавеса от зала. Зал – жизнь, занавес – я». В стихотворении «Детство» Бунина («И чувствую: мне только десять лет…») найти слова, в которых поэт спрятал ощущение «десяти лет». Осмыслить: «Сны играют на просторе…» Обучение метафоре и олицетворению – одна из задач учителя при развитии навыков овладения родной речью. Просто идёт дождь? Или плачет небо? Приписываем предмету те действия, которые он сам совершать никак не может: ветер кричит; лес стонет; мир скачет по лужицам; утомилось солнце; сломалось небо. Метафора всегда философична, содержательна. Она развивает мышление, выводит творческую работу учащихся на уровень глубокомысленности. «Горы, почувствовав дыхание планеты, слились в созвучие со Вселенной. Молнии, режущие кровавое небо, хохотали, забыв о приличии. Зло, несущее свет, истощилось от одиночества. Взмах растворился в пустоте». (Аржанухин Владислав, 11 класс.) Метафоризация начинается со сравнения. Обучение восприятию метафоры – с простых упражнений. 4. Упражнения на восприятие метафоричности высказывания. а) Угадайте сравнение, скрытое в метафоре: «жизнь развязалась». б) Расскажите о жизни, если жизнь – лиса; жизнь – дворняжка; жизнь – тигрица. в) Найдите метафоры лёгкости, опасности. Так постепенно пробуждается творческая мысль учащихся. Умение построить предложение на одном звуке или группе звуков демонстрируют следующие примеры: «Зима зевает звонко». (Андреев Евгений, 5 класс.) «Чаще чувствуй мученье души». (Филитова Диана, 5 класс.) «Рассыпается росистое утро». (Коровин Максим, 5 класс.) Учащиеся способны построить предложения с разными видами метафор: - метафоры цвета: «Мышь запылилась в тени». (Балакин Игорь, 5 класс.) «Одуванчик прогрелся на солнышке и утонул в юной травке». (Перекальская Александра, 5 класс.) - метафоры состояния: «Мороз сковал льдинками стекло удивления». (Наумов Алексей, 5 класс.) Учащимся интересно выполнять упражнения с заданным ритмом высказывания: а) определенным количеством слов в предложениях 1-2 – 1-3. «Небо! Верни весну. Солнце! Мир совсем замерз». (Шестакова Оксана, 5 класс.) б) определенным количеством слогов: 1-2-1-3. «Снег! Уйди. Дождь! Пробудись». (Шабаева Эльвира, 5 класс.)
5. Упражнения на восприятие и анализ авторской метафоры. - Определить, чьи действия «отданы» персонажу: а) «От веера крыльев заплещется воздух». б) «Так птица смахнет задремавший рассвет». - Объяснить значение аллитерации в поэтических строках: а) «Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн». б) «…Костёр горит так ниочёмно, И в неочёмности его Таится нечто, что огромно, Как всё земное бытие…» в) «…Неподражаемо лжёт жизнь. Сверх ожидания. Сверх лжи». - Раскрыть значение пунктуационных знаков в описании внутреннего мира человека: «Уюта – нет. Покоя – нет. Тебе покорной? Ты сошёл с ума! Я пришла сама…» - Объяснить, какую роль в создании поэтического образа играет чередование коротких и длинных фраз: «Хорошо меж подводных стеблей. Бледный свет. Тишина. Глубина. Мы заметили лишь тень кораблей, И до нас не доходит волна». - Раскрыть философию метафоры: «Жизнь расшиблась весенним дождем обо всех». - Показать скрытую вопросность стиха: « Жизнь моя, иль ты приснилась мне, Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне?» Найти ключевые слова: а) «Взять ее на руки и стать ее силой»; б) «Окровавленный сердца лоскут»; в) «Души застывший вздох – суть женская». 6. Упражнения на развитие ассоциативного – самого творческого вида мышления, когда слово рождает слово. а) Продолжите ассоциативный ряд: мысль … «Мысль… Идея. Желание. Упорство.Часы очарования.» (Перекальская Александра, 5 класс.) б) Попробуйте раскрыть философию рассказа В. Шукшина «Солнце. Старик. Девушка», восстановив ассоциативные связи между словами, вынесенными автором в заглавие произведения. в) Выстроив авторские образы («дорога», «старик», «юноша», «овцы») в ассоциативную цепочку, раскройте смысл чеховского понимания счастья в рассказе «Счастье». На уроках литературы и русского языка текст – образец сочинения для ученика. У каждого учащегося есть выбор, чему учиться: повествованию, описанию, размышлению. Стилизация собственного текста – практический поиск своего стиля. Формализма в стилизации нет («подражай грамматическому, лексическому, интонационному строю речи автора»): абстрактность всегда применима к конкретности. Мы говорим: « Подумай о чем-то своем, поймай себя, представь нам свою мысль». Например, даны формулы мысли: а) «Ты любишь вкусную жизнь, но поваром своей жизни быть не можешь»; б) «Пусто все, однообразно, Словно замер жизни дух, Мысль и чувство дремлют праздно. Голодают взор и слух». Составь стилизованное предложение или стилизованный текст. Внимательно прочти текст. Составь его идейный план. Выбери тему для размышления. Например: «Вьюга». Напиши сочинение-стилизацию, используя идейный план, подражая структуре предложений, выразительным средствам языка автора. Тишина… Тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и в поведении человека, чем важность и шумливость; нет ничего более нелепого в человеке, чем фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении старайтесь быть скромными, тихими. Всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в поведении – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием». Д. С. Лихачёв «Письма о добром» План: 1.Какая бывает тишина? 2.Отрицание-утверждение. Сравнение природы и человека. Поведение человека и черты его характера. Человек на людях. 3. 1 правило. 4. 2 правило. 5. Что такое «тишина в человеке»? Текст для стилизации. Подумай. О чём бы тебе хотелось так трепетно рассказать? Выбери тему сочинения. Напиши его, подражая стилю автора. Внеси коррективы в структуру текста, если считаешь их нужными. Как любят маму? Можно маме рассказать о своей любви. Например, вот так. Земля рада и капле воды. Я- маме. Цветку нужен свет. Мне – мама. Пташке плохо без птицы. Мне – без мамы. Пчёлка ищет цветок. Я – маму. О росе мечтает роза. Я – о маме. Соловей радует сад. Меня – мама. …А можно и не говорить о любви маме. Маме лучше дарить заботу о ней. Текст для стилизации. Внимательно прочти текст. Составь его идейный план. Вспомни самые частотные выражения учителя математики. Используя его формулировки, напиши сочинение-стилизацию. 1.Жизнь – это дыхание. 2.Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть». 3.Учитесь выдыхать все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавляться, от всего, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, её ценности, её красоту. 4.Человек всегда должен думать о самом важном, сбрасывая с себя все пустые заботы. (Д. С. Лихачёв. «Письма о добром».)
1. Сравнение. 2. Профессиональная лексика. 3. Перевод образа в философскую мысль (в метафору). 4. Основная мысль (идея). Задана синтаксическая структура сочинения. Подумай, какому типу речи она соответствует. Выбери тему, напиши сочинение, используя заданную синтаксическую структуру. 1. [ ]. 2. [ ]? 3. [ ], (когда…. ). 4. [ ], (потому что… ). 5. (Если… ), [ ]. 6. [ ], (чтобы…. ). 7. [_ ─ - = ].
Мне принесли забавного щеночка. Как бы мне его назвать? Я дам ему кличку, когда малыш твёрдо встанет на ноги. Щенок беспомощный, потому что его рано забрали от матери. Если его приручить к соске, он сразу пойдёт на поправку. Я хочу, чтобы щенок подрос скорее. Моя задача – набраться терпения. (Сахнова В., 5 класс) Задана синтаксическая структура сочинения. На какую тему можно написать сочинение?
1. ПП? 2. ПП. 3. /……../почему?, (потому что…….). 4. /……/, и /…../. 5. (Когда…..),когда?/…../. 6. /…..= и =/. 7. (Чтобы…..),зачем? /……/. Жизнь. 1. Что такое жизнь? 2. Жизнь – это радость. 3. Жизнь может нас разочаровать, потому что она бывает разная. 4. Мы растём, и жизнь укорачивается. 5. Когда мы стареем, жизнь начинает грустить. 6. Она увядает и покидает нас. 7. Чтобы жизнь не заканчивалась, надо её ценить. (Фомин Г., 5 класс)
Нравится учащимся жанровая стилизация. Шестиклассникам было предложено поработать в жанре хокку. Учащиеся способны слышать истории в лаконичности фразовой формулы. Объединение логики мысли и ассоциативности образа интересно в творческих работах учащихся:
Ты ушел… Оставил свой след. Кто теперь ходит твоей тропой? (Шарков Дмитрий, 6 класс.)
Я как снежинка на ладони. Если ты улыбнешься другому, Я растаю. (Москаленко Алексей, 6 класс.)
Капля коснулась воды. Мать приняла ребенка. (Калинин Антон.)
Жизнь может все. Все вдали. И ты смотри. (Гвоздюк Дарья, 6 класс.) Художественная интерпретация произведения (как вид работы на уроке) вызывает интерес у многих учащихся, так как престижно в современном обществе учиться быть творческим человеком. Сочинение, написанное в жанре художественной интерпретации (в самой сложной ее форме – поэтической), обращает на себя внимание. Приведем творческую работу Шестаковой О., ученицы 7 класса, как пример художественной интерпретации прочитанного и выбранного стиля самовыражения. Восприятие стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» *** Мгновение, когда природа так игрива, Когда нежна, взволнованна, чиста, Когда, смущаясь, трепетная нива Безмолвно слышит шёпот ветерка, Когда рождается спокойное дыханье Усталой осени в бесцветном жизни сне. Что видится в мечты сознанье, Какие звуки явны в тишине? Зачем-то чувства пробуждаются в молчанье, Навеянные трепетом воды. Сомненья разрушается созданье, Отягощённое забвеньем темноты. Зачем-то очертанья исчезают, Заметен лишь природы силуэт. И мысли, и движения ласкают Уснувшего спокойствия портрет. В забвении своём же утопая, Душа не жаждет отражения мечты, И, о прошедшей грусти забывая, Она живёт мгновенье пустоты. Чистота слова, фразы, предложения, текста отрабатывается на уроке и с помощью такого вида упражнения, как написание сочинения «всем классом». Классу предлагается тема. Выслушиваются все предложения обучающихся, эти предложения оцениваются самими обучающимися, выбираются лучшие (с точки зрения композиции, развития мысли, образности, ясности, точности словоупотребления) и в режиме on-line в текстовом редакторе (с использованием экрана, проектора) записываются, редактируются, исправляются. Готовое сочинение оценивается с точки зрения полезности проведённой творческой работы. Примеры «классных» сочинений, созданных 5-м классом. Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово приятно всем. Доброта как плюшевый мишка, который дорог сердцу. Она воспоминание о детстве, тёплая, светлая, ласковая. На свете много добрых людей. Почему же кажется, что добра не хватает? Потому что мы ему не доверяем? Потому что оно незаметно? Может быть, поломаны весы добра и зла? Может быть, мы боимся сказать доброе слово? Скорее всего, нам мешает гордость. Является ли доброта слабостью характера? Человек должен победить в себе трусость казаться добрым, потому что доброе слово и кошке приятно. Круг Вот говорят: «В кругу друзей или семьи». Значит, круг – это символ объединения, согласия, мира. -Ты лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Значит, круг – это замкнутое пространство, в котором нельзя потеряться. Бросить круг – значит прийти на помощь другу. Лоб Хоть в лоб, хоть по лбу! Так говорят о человеке, который не понимает замечаний, не отвечает на просьбы, который упрям, бестолков, бессовестен. Человек семи пядей во лбу! Так говорят о человеке, у которого ума палата, то есть так говорят о человеке сообразительном, способном, талантливом. «И во лбу звезда горит!» Так говорят о человеке красивом, обаятельном, привлекательном. Быть лобастым и полезно, и опасно! Руки Почему люди не летают, как птицы? А стоит ли завидовать птицам? Крыльями нельзя обнять, защитить, поднять… Человеку даны руки. Но научился ли он ими управлять? Почему-то, когда что-либо сделаешь неправильно, тебя тут же назовут «безруким». Казалось бы, невинное выражение, но оно всегда вызывает массу обид. Если теряешь самообладание, тебе всегда посоветуют взять себя в руки. Важную информацию лучше получать из первых рук. Когда выздоравливаешь быстро и без последствий, скажут: «Как рукой сняло». Материнские руки – образ заботы, опеки, утешения. Одно слово, в прямом значении обозначающее часть тела, можно в переносном значении использовать по-разному. Руки для человека как ветви для дерева. Оно вряд ли сможет существовать без веток, как и человек – без рук. Всё на земле было создано руками человека. Справедливо сказано: «Всё в руках человека». Зачем человеку уроки родного языка? Уроки родного языка человеку нужны для того, чтобы доказать человеку, что он родной язык не знает. Уроки нужны для того, чтобы научить человека грамотно выражать свои мысли. Уроки нужны для того, чтобы выучить не только устный родной язык, но и письменный родной язык. Существует язык научный, и он нам пригодится, если мы станем участниками научных конференций. Существует официально-деловой язык, и он нам пригодится в деловой сфере нашей жизни. А есть ещё и разговорные ситуации, есть ещё творческие ситуации, есть ещё публицистические ситуации… В общем, учить не переучить. Нужны ли иллюстрации на уроках литературы? Личностно ориентированное обучение предполагает индивидуальное восприятие прочитанного. Не стоит начинать вступительное занятие с иллюстраций к книге: читатель начинает подстраивать словесный образ к увиденному. Так запоминается особенность творчества художника, а не писателя. Абстрактный рисунок самого ученика, передающий впечатление от образа, направляющий мысли ученика на поиск словесного самовыражения, - более приемлемый вид работы на уроке.
На заключительном этапе изучения произведения возможно интегрированное обучение, раскрывающее связь других видов искусства с искусством слова. На уроке художественный образ, созданный писателем, может быть сравнен с образами, созданными композиторами, художниками, режиссерами. Творческим итогом общения учащихся с миром произведения становится их участие в сценических постановках по мотивам прочитанного. Эти постановки интерактивны по своей природе: происходит радостное узнавание изученных художественных текстов, восприятие их на новом уровне и взаимодействие с ними как актеров, так и зрителей. (Сценарии школьных спектаклей см. в приложении «Сценические постановки».) Проявление творческой инициативы – важный шаг в становлении личности ученика, заявка на право стать неповторимым в жизни. Учитель всегда должен помнить о необходимости такого рода обратной связи – жизнь-литература-жизнь, ведь конечная цель процесса познания мира – определение своего места в нем. Принцип семинара, основанный на самостоятельной исследовательской работе учащихся по изучению особенностей творчества (мировосприятия, решения вечных проблем, стиля письма), объясняет особенности преподавания литературы в старших классах. Учащихся привлекают нестандартные темы изучения творчества писателей и поэтов: «Дисциплинирует ли слово чувство, мысль?»; «Можно ли отредактировать текст признанного автора?»; «Отражается ли биография писателя на образе его художественного мира?»; «Одинаково ли интерпретируется термин художественный образ в музыке, поэзии, живописи?»; «Свойства фантазии героев Чехова и Достоевского»; «Нуждается ли человечество в художественном вымысле?»; «Одинакова ли роль метафоры (выразительное средство языка выбирается уч-ся) в разных типах речи, в произведениях разных литературных направлений?»; «Разделимы ли творчество и культура в произведении?» Забота об одаренном человеке – цель личностно-ориентированного образования. Предпрофильное и профильное обучение создает условия для плодотворной работы учителя и ученика, ценящего языковое воспитание. В рамках предпрофильного обучения нами разработаны авторские программы элективных курсов по русскому языку: «Наивное языкознание», «Экология языка», авторские программы факультативных курсов по русскому языку: «Введение в текстологию» (5 класс), «Изобразительно-выразительные средства языка» (7 класс), «Речевая культура» (8 класс). Курсы предполагают активную мыслительную работу ученика, требующую самостоятельности вывода на основе собственных наблюдений. Элективный курс «Наивное языкознание» может быть определён как предметный курс (лингвистический), расширяющий темы общеобразовательной программы, и как ориентационный (межпредметный), требующий синтеза знаний по ряду учебных предметов. Курс полезен и при подготовке к ЕГЭ (часть С предполагает поиск аргументов из научной, публицистической, художественной литературы). Итоговый проект курса - электронный выпуск ученического научно-популярного журнала «Наивное языкознание». Тема: «Наивные картины математики, биологии, физики, химии, философии, психологии в системе языка». (Программу курса см. в приложении «Наивное языкознание».) В структуре занятий курса «Экология языка»: классификация речевых и грамматических ошибок, объяснение причин их появления, поиск возможностей предотвращения речевых и грамматических ошибок; анализ речевых и грамматических ошибок одноклассников; анализ текстов школьных сочинений, текстов мастеров слова; редактирование текста; стилизация; публичные выступления. Знание «подводных камней» речи и речевой «навигации», навык редакторской правки, обучение стилю у мастеров Слова развивают коммуникативную, языковую, культуроведческую компетенции обучающихся. (Программу курса «Экология языка», дидактические материалы курса см. в приложении «Экология языка».) Факультативный курс по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства языка» разработан для учащихся 7 класса. Курс формирует навыки интерпретации художественного текста, раскрывает роль выразительного средства языка в создании образа, в развитии мысли, в рождении чувства, в определении понятия. Факультативный курс «Речевая культура» разработан для учащихся 8 класса. Курс формирует навыки анализа текста, создания текстов художественного, публицистического стилей речи; развивает монологическую, диалогическую речь обучающихся. Факультативный курс «Введение в текстологию» разработан для учащихся 5 класса. Курс раскрывает эстетическую роль слова, фразы, предложения; учит различать функционально-смысловые типы речи, основные средства выразительности речи; формирует навыки создания текстов художественного, публицистического, научно-популярного стилей языка; обучает интерпретации текста. Работа учителя связана с самораскрытием формирующейся личности обучающихся. Задача учителя – сблизить человека с его Я, научить человека проявлять своё Я, освободить человека от стандарта восприятия себя и мира. Как выполнить эту трудную задачу? Как сделать так, чтобы человек стал интересен самому себе и обществу, в котором он живёт? Как раскрыть сердце каждого ученика в классе? Как приблизить учеников друг к другу? Как без назидания создать ученический коллектив? Слово, найденное самим человеком, воссоздаёт внутренний мир этого человека. Найти слово для себя труднее, чем найти слова для других. Словесно определить себя - значит понять себя (осознать причины своих тревог, цели своих желаний); обрести уверенность в себе. Опыт самохарактеристики человека ценен интуитивным познанием внутреннего мира человека. (Статьи о лирическом музее урока, о диагностике стиля самообучения ученика читайте на сайте.) Планирование урока (мотивация деятельности, актуализация знания, открытие нового знания и его формирование (задачи уч-ся –открыть знание, воспользоваться им, развить, обобщить, систематизировать), перевод знания в умение, контроль и коррекция знания, творческое применение знания) учитывает, как (каким образом) все типы уч-ся должны получить возможность активного участия в процессе обучения. Роль учителя заключается в том, чтобы подключить к работе на уроке ученика тогда, когда он (в силу своих предпочтений) этого не склонен делать сам. Ученики с воображением и ученики-деятели заслуживают особого внимания, так как если их не увлечь за собой на стадии получения информации и практики ее применения, то первые зависнут в облаках своей фантазии, а последние просто займутся своими «насущными» делами. Эмоции и личностный подход – ключ к решению проблемы. Любая попытка разделить процесс обучения на четкие фрагменты тут же выявляет несостоятельность подобного подхода к обучению. Быть учителем – это мастерство, а не ремесло. В образовательном процессе все должно быть интегрированным. Формы мотивации к учебной деятельности связаны с личностным «я» обучающегося, учитывают проявления ученического хочу, могу, надо. Возможности проявления ученического «хочу»: • Интересный (дискуссионный, эмоциональный, близкий к психологии возраста обучающегося, содержащий проблемную ситуацию, нестандартность героя, парадоксальность явления) материал, подающийся на уроке в параллели с дидактическим материалом. Пейзаж, эпизоды из художественных, мультипликационных, документальных, научных фильмов. Результаты: переживание чувств связывается с интеллектуальными эмоциями (с раздумьем, сосредоточенностью, удивлением, открытием знания); работает дидактическим принцип анализа и синтеза. • Общее понимание учителем и обучающимся перспективных и актуальных целей работы, целей учебных действий средств достижения целей (форм и видов работы, предлагаемого объёма знания). • Обсуждение с обучающимися методики открытия знания, игра в методику преподавания предмета – форма партнёрства учителя и обучающегося. • Коллективное учебное действие с использованием ИКТ в режиме on-line (с помощью экрана, проектора): редактирование текста, перекрашивание текста, выделение цветом фрагментов текста с точки зрения какого-либо вида анализа, например при работе над сжатым изложением. • Доверительные отношения между учителем и обучающимися. • Уважительные отношения между обучающимися в классе. • Заинтересованность в оценке (рефлексии). Возможности проявления ученического «могу»: • Успешность действий обучающегося – цель продумывания учителем вопросов развивающего контроля, форм проверки качества выполнения работы и анализа результатов работы. • Начало урока в зоне актуального развития обучающегося (успех ученика в 1 учебном действии). • Фиксирование, делание заметным для всех открытие знания кем-то, кто не был уверен в своих силах. • Игровая деятельность. • Индивидуальные задания для публичного выступления. • Письменные дискуссии для учащихся непубличных. Возможности проявления ученического «надо»: • Понимание обучающимися соответствия выученного экзаменационным требованиям итоговой аттестации. • Открытость КИМ ГИА, ЕГЭ. • Открытость критериев экспертизы экзаменационных работ. Самооценка уровня достижений. • Заинтересованность в выборе профессии. • Семейный заказ (понимание родителями целесообразности учёбы ребёнка, видение родителями своего ребёнка в профессии). • Социализация. Общение, партнёрство, игра на уроке, коллективные и индивидуальные задания – ведущие формы мотивационной учебной деятельности. Обсуждение с обучающимися методики преподавания предмета всегда оказывается дискуссионным, аргументированным, эмоциональным. На одном из занятий обучающимся 5 класса было предложено дать оценку типологии уроков прежнего и нового ФГОС ООО. Процесс превращения незнания в знание рассматривался ими на примерах структуры урока объяснения нового материала и структуры урока открытия нового знания, системной теории универсальных учебных действий. С учётом возрастной психологии в качестве иллюстративного материала на занятии обучающиеся интерпретировали мультфильм Л. Лернера «Чертёнок №13» как иллюстрацию хода урока объяснения нового материала и 1 серию мультфильма Ф. Хитрука «Винни-Пух» «…Это ЖЖЖЖЖ не спроста…» как иллюстрацию хода урока открытия нового знания. Обучающимися разрабатывались критерии диагностики урока с этической, эстетической, образовательной, социальной, личностной точек зрения; обсуждались проблемы роли урока, роли учителя и ученика на уроке. Обучающиеся формулировали своё мнение по вопросам методики преподавания, устанавливали аналогии, обобщения, классификации способов организации усвоения знания, форм мотивации к учебной деятельности. Структура урока открытия нового знания была пятиклассниками преобразована, детализирована. Страх перед уроком превратился в интерес к уроку: 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; МНЕ ЭТО НУЖНО? 2) этап актуализации пробного учебного действия; ПРОБУЮ! 3) этап выявления места и причины затруднения; БОЛЬНО! ГДЕ? ПОЧЕМУ? 4) этап построения проекта выхода из затруднения; КАК ЕЩЁ МОЖНО? 5) этап реализации построенного проекта; ПРОБУЮ! 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; УБЕЖДАЮ САМОГО СЕБЯ 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; СВЕРЯЮ: НЕ НАХОЖУ ОТЛИЧИЙ 8) этап включения в систему знаний и повторения; ДОСТРАИВАЮ СХЕМУ ПРАВИЛ 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Я ГЕРОЙ! ВСПОМИНАЮ ВЕСЬ ПУТЬ (РАССКАЗ ГЕРОЯ) Организация в школе ученического методического объединения словесников может стать не только ещё одной формой сотрудничества, партнёрства педагога и обучающихся. Такой вид работы с обучающимися может мотивировать учебную деятельность одарённых учащихся, объединять учащихся разных классов, социализировать каждого из участников объединения. Какие цели ставятся педагогом-организатором ученического методического объединения словесников? Развивающие: развитие литературных способностей, критического мышления обучающихся. Деятельностные: формирование у обучающихся деятельностного подхода в самообучении. Содержательные: знакомство с разными формами поисковой познавательной работы с художественным текстом; самореализация обучающихся. Обучающие: формирование умений, навыков работы с художественным образом, с языковыми средствами создания образа; становление культуры речи (устной, публичной, письменной); Воспитывающие: диалогизация отношений членов школьного коллектива; формирование мировоззрения обучающихся. (Об организации работы УМО словесников читайте на сайте.) Участие учеников-словесников в выпуске школьной электронной предметной газеты «Школьная правДА!» позволяет обучающимся самореализоваться, мотивирует их учебную деятельность, социализирует их. (См. выпуски школьной электронной предметной газеты «Школьная правДА!» на сайте.) Заключение Личностно ориентированный подход в процессе изучения литературы и русского языка раскрывает творческий потенциал как ученика, так и учителя.
|