Четверг, 19.09.2024, 10:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Рабочие программы [17]
Сценарии [5]
Дидактика [28]
Методика [31]
Поиск
Преподаватель
Главная » Статьи » Мои статьи

Лирический музей урока
<span style="color:blue"><h1>Лирический музей урока</h1>

Хатькова С. А., учитель русского языка и литературы моу сош № 1 г. Хвалынска Саратовской области.

Работа учителя связана с самораскрытием формирующейся личности обучающихся. Задача учителя – сблизить человека с его Я, научить человека проявлять своё Я, освободить человека от стандарта восприятия себя и мира.

Как выполнить эту трудную задачу? Как сделать так, чтобы человек стал интересен самому себе и обществу, в котором он живёт? Как раскрыть сердце каждого ученика в классе? Как приблизить учеников друг к другу? Как без назидания создать ученический коллектив?

Слово, найденное самим человеком, воссоздаёт внутренний мир этого человека. Найти слово для себя труднее, чем найти слова для других. Словесно определить себя - значит понять себя (осознать причины своих тревог, цели своих желаний); обрести уверенность в себе. Опыт самохарактеристики человека ценен интуитивным познанием внутреннего мира человека.

В концепции лирического музея урока использован опыт вещеописания.

С каждой вещью связано определённое воспоминание. Каждая вещь, даже самая ничтожная, обладает личностной, лирической ценностью. В ней духовный опыт владельца. В книге «Парадоксы новизны» М. Эпштейн замечал: «Жизнь человека выговаривается в вещах». Экспонировать и комментировать «лично мне принадлежащую вещь» - это и есть та возможность, которую предоставляет каждому на уроке лирический музей.

Лирический музей способен мыслью обнажить чувства, черты характера, желания человека – говорящего, слушающего, собеседника. Лирический музей как форма проведения урока – возможность не вынужденного разговора, не искусственно организованной дискуссии. Это возможность увлекающего диалога, раскрепощающего внутренне несвободных подростков, обозначающего время взросления человека.

Примеры выступлений учащихся с демонстрацией «предметов сердца».

  • Я нашел в кладовке свой фонарик. Он уже заржавел, но он отдает мне свои воспоминания. Мне его подарили на День рождения. Тогда этот фонарь горел так ярко, что слепил мне глаза. Его я всегда прятал то в папин ящик, то за шкаф. Я переживал: кто-нибудь найдет то, от чего моя душа светится, и заберет себе. Человек не верит в то, будто что-то ему дается навсегда. Он почему-то думает, что то, что дается, обязательно дается на время. Может быть, так к человеку приходит знание о конечности жизни, о печали, о горе. Поиграл – отдай.
  • Когда я была маленькая, я нашла птичку. Она была красивой. У нее были тепленькие крылышки, а клювик желтенький, а глазки маленькие. Я принесла ее домой, кормила ее, поила. Я к ней привыкла. Но как-то раз мою птичку съела моя же кошка. Я плакала, плакала. От птички у меня осталось перышко, которое я храню. Я не вспоминаю о тепле крылышек. Я не печалюсь об участи того, кого я спасла, а моя кошка погубила. Я забочусь о том, чтобы собственными руками не «мастерить» себе беду. Я пытаюсь не создавать взаимоисключающие обстоятельства.
  • Флакончик духов. Духов уж нет, а запах живет во флакончике. Когда я слышу этот запах, мне вспоминается какая-то елка около старого телевизора, на елке много красочных игрушек, а под елкой очень много подарков. Наверно, меня любили, я любила, все любили. Тогда жила любовь с нами. Сейчас она кажется мне светлой. Совсем не Курочкой-Рябой.
  • Колечко серебристого цвета, колечко с розовой бусинкой. Мама с папой подарили. Давно-давно подарили. Теперь колечко живет уже на мизинчике. Пальчики выросли. Колечко не растет, но хранит ту любовь, с которой мне его подарили. Я смотрю на него, а вспоминаю бабушку с дедушкой. У них дома я уронила колечко в щелку перед порогом в кухню, пыталась достать, но не получилось. С помощью проволочки и крючочка дедушка «выудил» мое колечко. Я радовалась. Бабушка гордилась дедушкой. Мама, папа улыбались своим родителям. Может быть, в моей жизни так будет всегда: я потеряю, потеряюсь, оступлюсь, отступлю – найдется та спасительная «проволочка с крючочком».
  • В детстве у меня был цветной шарик. Такой цветной шарик мне купила мама. Сейчас таких не продают. Однажды он лопнул. Обрывки резины разлетелись по всей комнате. Один из них залетел за фортепьяно. Недавно я нашла этот пыльный кусочек, отмыла, высушила. Кто-то скажет: «Фу, резинка!» Но я промолчу. Это моя ценность, сладостный миг власти над счастьем, миг торжества: у меня было то, чего не было у других, а другие, видимо, хотели бы иметь то, от чего остался только сморщенный кусочек.
  • Обыкновенный домашний стул. А я смотрю на него и удивляюсь: неужели я была такая маленькая, что могла играть под ним? Мне смешно и приятно: всё когда-то было готово играть со мной. Может быть, в детстве мы знаем о жизни больше, чем сейчас? Жизнь становится загадкой для тех, кто долго живет.
  • Мягкая игрушка. Котенок. Игрушка размером в пальчик. Она напоминает мне о том, что я могу быть жестокой. Когда мне было 7 лет, у меня была кошка Люся. Я любила ее ругать, а потом жалеть. Наверно, ей было очень плохо, ведь я ее мучила. Где-то на небесах, в золотом сундучке, есть порошок памяти и тоски. Иногда боги открывают свой сундук – и я вспоминаю Люсю, и душа моя тоскует.
  • Когда я была маленькой, я любила разглядывать картинки. Мама купила мне разукрашку. Вот эту. Теперь ей (и моим карандашным черточкам) уж 8 лет. Я смотрю на разукрашку и вспоминаю, как я бережно относилась к ней, как упрашивала маму не выбрасывать «книжечку». Мне дороги ее странички. Оказывается, разукрашивая картинки, я училась чувствовать, привыкать, я рождала воспоминания. Сейчас я открываю разукрашку и понимаю: я открываю память.
  • Вот я открываю окно. За окном снегопад. Я подожду: какая-нибудь снежинка летит для того, чтобы приземлиться на моей ладони. Смотрите: вот моя снежинка! Она тает, тает. Капля! Все мы чем-то похожи на капли. Странствуем по миру, ищем приключения. Капля маленькая, но (крути не крути) она часть Земли. Жаль, что влага не может рассказать о том, где была, что видела. Сейчас я стану только ветром, который сгонит «бывшую снежинку» с моей ладони. Не летит - падает. Плюх! Все мы из снега. Станем водой. Вот и вся истина.
  • У нас в садике рос большой тополь. На него вешали скворечники. Вокруг дерева всегда было много семечек. Я решила оставить память о том, что я была, что я росла в этом садике. Я взяла зернышко, посадила его в землю, полила. Это семя разрослось в моей памяти. Создавая какую- либо жизнь, воплощая живое в живущем, мы понимаем, что способны создать мир сами. Создавая живое, мы сами становимся частью этого живого.
  • Мой брат Ванька нашел в коробке с новогодними игрушками эту старую-старую обезьяну. Шерстка у нее выцвела, местами обезьянка даже осталась без своей шубки. Не сверкают когда-то блестевшие на лапах цветочки: все блестки осыпались. Я вспомнила, как мама много лет тому назад подарила нам с Ваней по обезьянке. Ванька свою обезьянку даже на зуб пробовал. Я помню, как сердилась, боясь, что брат-олух и мою обезьянку загрызет. Странно, но, держа в руках игрушку брата, я не хочу найти в коробке свою обезьянку. Наверно, лучше о чем-то лишь догадываться, а не знать наверняка, что сталось с тем, что когда-то было любимо.
  • Камень со дна морского. Сколько внутренней энергии в нем, сколько скрытого притяжения! Этот камень вобрал в себя мощь моря. Интересно, знакомо ли этому камню чужое прикосновение? Кто видит дальше: тот, кто видит себя, или тот, кто видит сны о себе?
  • Из книги вылетел листочек бумаги с начерченным на нем словом «СОлНЦЕ» и нарисованным желтым кругом, края которого расплылись. Я вспомнила: когда мне было 6 лет, я рисовала солнечный день, баночка с водой опрокинулась и залила листочек. Мне была жалко рисунок, и тогда я написала слово «СОлНЦЕ». Потом, не вытерпев, схватила первую попавшуюся книжку, спрятала в нее листок и забыла о нем. А теперь он напомнил мне обо мне. Боже, как же хорошо наше неаккуратное детство! К сожалению, его правила не применить во взрослой жизни. Не спрячешь неудачу, оцарапанное чувство. Да и хочется взрослому человеку не прятать испорченные жизненные листочки, а сжигать их безжалостно, чтобы и следа воспоминания о них не оставлять. Болит душа человека, когда он взрослеет.
  • Я беру вазочку, наливаю в нее воды. «Море волнуется раз». Я отпускаю из рук березовый листок. Замри! Я слышу падение листика. Вода ловит его и укачивает. Он засыпает. Я зажигаю свечу. Вода впитывает в себя свет огня. Каждый человек хоть раз испытывал сильные чувства. Огонь любви. Пламя ненависти. Огонь – стихия вольная. Жар любви способен растопить лед равнодушия. Но пламя ненависти может обжечь не только того, кого ненавидят, но и того, кто ненавидит. Стоит ли подпитывать чувства, которые можно не суметь обуздать и о которые можно обжечься?
  • Вода шепчет. Лес шумит. Ветер поет. Огонь может понять человек увлекающийся, непостоянный, страстный, взрывной. Вода может заговорить с натурой мягкой, замкнутой, чьи интересы постоянно «перетекают» из одной области в другую. Ветер любит свободных, раскрепощенных, волевых, любит тех, которым нелегко услышать землю. А земля исключительно надежна. Аккуратность, собранность, верность – вот основа для общения с этой стихией.
  • Маленькая коробочка с камешками и ракушками. Я люблю разглядывать эти маленькие творения природы, которые я когда-то нашла на берегу реки. Это даже не коробочка, а целый островок. И на нем живут камешки и ракушки. Есть беленький камешек, шершавый, как язычок кошки, похожий на старое поваленное дерево, с сучком, похожим на длинным нос. Есть плоский камень, на котором, как на картине, природой нарисована волна, омывающая остров. Есть пятнистые камешки, как шкурки леопардов. Есть маленький камешек с дырочкой. Говорят, он приносит удачу. Я смотрю на свой «остров» и думаю: « Порой остров больше, чем мир, когда этот остров похож на тебя». Я вспоминаю, как я собирала эти камешки на берегу реки, как я пыталась успеть выловить их из воды: волна унесет их, и они затеряются в глубине реки, как теряется способность мечтать в глубине разумности человека. Я вспомнила, как хотела украсить этими камешками горшочки с цветами. Но теперь я не хочу украшать этими камешками что-то. Творение природы прекрасно до тех пор, пока до него не дотронется человек. Человек все перестраивает, делает все похожим на себя, а природа не нуждается в преобразовании. Поэтому я решила: пусть камешки лежат в коробочке. Они будут жить, а не украшать что-то.
  • Я достала из ящика старенькую красную сумочку для подарков. Мне исполнялось 12 лет. Была суббота, 18 февраля, мой День рождения. В кабинет вошла Светлана Анатольевна. Она держала в руках красненькую подарочную сумочку, а внутри этой сумочки что-то лежало. Я с нетерпением ждала той минуты, когда можно будет узнать, что же там лежит. Там был глобус! «Ты будешь на него смотреть и выбирать, куда ты поедешь путешествовать», - сказала Светлана Анатольевна.
  • Я часто смотрела на этот глобус. Мне нравилось его вертеть и мгновенно перемещаться из одной страны в другую. Я представляла: я маленькая волшебница; я повелеваю Землей.
  • Прошло только два года, но, глядя на эту коробочку, я словно вижу фильм жизни, я считаю события.
  • Я думаю, что у человека должна быть точка отсчета, от которой можно было бы отмерять жизненные расстояния. Можно, оглядываясь на жизнь, видеть прошлое время, прожитое чувство, убежавшую часть жизни.
  • Я ласкаю сумочку, улыбаюсь ей. Воспоминание – это единственное, над чем не властно время.
  • Из-под снега – воспоминание о недавней осени – не успевший распуститься бутон розы. Пощупаешь его – откроешь окно лета, окунешься в летнее воспоминание – сушиться выйдешь уже на берег весны: тогда, весной, у розы еще не было бутона, не было у розы и листочка. Он тревожил веточку розы, он пробивался к свету. Я, как и цветок, хочу стать небом.
  • Послушайте, как шумят речные песчинки. Их не хочется заключать в сосуд времени. След на песке смоют волны. А ветер унесет волну. Навечно лишь останется тень свободы.
  • Спешим, спешим… Бежим вперёд, творим, роняем, теряем, не оглядываемся и снова бежим вперёд…
  • Наше время – это время упущенных возможностей. Боги нашего времени – Равнодушие, Непонимание. Время – это текст, из которого мы вычёркиваем уже не слова, а целые предложения, а потом бежим по строчкам и удивляемся, отчего же мы не улавливаем смысла.
  • Видели ли вы когда-нибудь горную реку - с порогами, препятствиями? Эта река – наша жизнь. Человек, как щепка в реке, не может сам задать темп своей жизни. Как в одну реку нельзя войти дважды, так и нельзя сначала «выйти» на минутку из жизни, а потом вернуться в неё, не потеряв ни кванта информации.
  • Моё поколение как ёж. Оно колючее, самоуверенное, фырчащее, ощетинившееся всеми иглами против мира. Сбрось на моё поколение небосвод – и оно выдержит! Не сломается .
  • Наши жизни – крохотные лоскутки в бестелесном покрывале вечности. Сшитые друг с другом тонкими паутинками чувств, знакомств, привычек, они удерживают друг друга. Порвется паутинка – и мир отпустит одну освобожденную жизнь. Обретенная уязвимость не изъян в полотне вечности. На место утерянного лоскутка вечность заботливо нашьет новую заплатку жизни.
  • Лоскутное покрывало жизней обволакивает мир, превращаясь в лоскутный шар. Люди верят, что под кровом их жизней хранится тайна всего живого.
  • Но вдруг шар окажется полым? Что случится, если, дернув за паутинки и отпустив лоскутки, скованные временем и старой привычкой к постоянству, мы поймем, что смысл нашей жизни был в стремлении к пустоте?
  • Мы заслоняем собой пустоту, но, пока наши жизни сшиты хрупкими паутинками, у пустоты есть форма. Она обретает смысл.
  • Л. Толстой говорил: «Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды».
  • Каждый человек индивидуален. Но каждый в мире либо оптимист, либо пессимист. Оптимист во всем найдет положительное, пессимист – отрицательное.
  • Человек видит то, что он хочет видеть. Если он любит мир, восхищается его красотой, для него нет ни грустных цветов, ни печальных дождей. Ненависть к миру, как черная тина, разъедает всю красоту мира, обнажая только грязные лужи, в отражениях которых есть правда, но в них никто не смотрит.
  • Взрослые никогда не учили детей мечтать. Учили представлять образ будущего, ставить перед собой цель, стремиться к её осуществлению, но не мечтать. В детстве нас не научили верить в свои желания. Обессиленная мечта наполняется сомнениями, и ты перестаёшь верить в себя.
  • Ценить время—значит каждое мгновение посвящать тому делу или человеку, который достоин этой единицы твоей жизни.
  • Примиримы ли действительность и мечта, я не уверен, но знаю, что бывают моменты, когда мечта совпадает с действительностью. И эти моменты прекрасны!
  • Действительность порой бедна, мрачна, а так хочется чего-то насыщенного, светлого! И ты сам пытаешься что-то сделать такое, от чего всем людям на Земле будет хорошо. Но реальность своё берёт: то, что ты сделал, не принимается другими.
  • Всё, похоже, объясняется одним законом физики: ты делаешь что-то полезное, кто-то пытается сделать то же самое, но в итоге вспоминается: «Два одноименно заряженных тела отталкиваются друг от друга».
  • Вот так и мечта с действительностью отталкиваются друг от друга, мечта становится миражем: вроде вот она – только протянуть руку, но, когда ты протягиваешь свою руку к мечте, она вдруг исчезает, на смену ей приходит суровая реальность…

Лирический музей учит человека обращать глупость или наивность себе на пользу, учит не состязаться с собственной тенью.

Дети внимательны и наблюдательны. Им открывается внутренняя тишина общающегося с ними человека.

Экскурсии в лирический музей класса завершаются вопросами: «Изменился ли я сегодня? Изменились ли мы сегодня? Изменился ли мир вокруг меня? Изменился ли мир вокруг нас?» Дети обретают чувство внутренней свободы. Они понимают: класс – это коллектив чувств, надежд, стремлений, опыта и веры.

Категория: Мои статьи | Добавил: Преподаватель (28.11.2013)
Просмотров: 370 | Теги: музей, урок, личность, вещеописание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright prepodavatel.ucoz.ru © 2024