Хатькова С. А., учитель русского языка и литературы моу сош № 1 г. Хвалынска Саратовской области
Сценическая постановка «Завтра – счастье» (по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа И. Гончарова «Обломов».) Для учащихся 5 класса.
- Сегодня мы играем самих себя. Гена :-Дим! Меренков:- А? Гена:- Как живешь? Меренков:- Плохо. Гена:- Что так? Меренков:- Балуюсь. А ты как живешь? Гена:- Хорошо. Меренков:- Не балуешься, значит… Насть! Айдашкина:- А? Меренков:- Ты нас любишь? Айдашкина:- Когда вы хорошие, люблю, а когда вы плохие – не люблю. - А вот мы вас всегда любим. (Произносят все мальчики.)
Сыроежкин:- Хорошо послушать, как жужжит жук, как он летает.(Изображают жужжание.) Володин:- Хорошо поймать стрекозу - и оторвать ей крылышки. Сыроежкин:- Еще можно соломинкой ее проткнуть и последить, как она летать будет с этим прибавлением.(Все изображают звуки падающей бомбы, взрыв.)
Меренков:- А вот еще паук: муху кушает.Можно убить и жертву, и мучителя.(Изображает.) Ситор:- Жалкий человек! Чего он хочет! Места много. Фахретдинов:- Чу-дак!
Регина:- Тихо смотрит месяц ясный Онищенко:- Давай с тобой полаем при луне! (Все на разные лады «лают».) Гена:- Пора. (Встает, поднимает руку вверх. ) Голубев:- Позвольте мне свистнуть на прощание. Фахретдинов:- Ты можешь испугать дам ! Володин:-Разрешите ему, пусть свистнет. Свистит Жигунов:-Свистнуто, не спорю, но свистнуто очень средне. Меренков:-А дайте-ка я попробую. -Но ты! Только без членовредительских штучек! (Все вместе.) Меренков: -Поверьте, пошутить, исключительно пошутить. Сыроежкин:-Слышите! (Показывает песочные часы. ) -Что? ( Все повторяют. ) Сыроежкин:-Беззвучие!
Меренков:-Бывают тихие минуты. ( Изображает, как ведет автомобиль; изображает звук работающего мотора. ) Ситор:-Дим! -Что? -Задело? - Нет. ( Изображает, как жмет на педали. ) Я жму на педали, словно хочу пробить стену. Я живу, я жив, я еще жив, я всё еще жив, я превратился в источник жизни!!! - Ура! ( Кричат все, поднимая руки вверх. ) П А У З А…
Айдашкина:- Жить – значит медленно рождаться. Сахнова:- Не знаю, не знаю. Жизнь всегда разрушала мои химеры. - ( Подходит к учительскому столу, указывает на незажженную свечу.) Вот вся жизнь человека. Ее темное начало, темный конец. Небывший, нечувствуемый. ( Зажигает свечу.) Ночью вспыхнет свеча. Смотрите на пламень. Это жизнь человека. Он никогда не знает, что несет ему день, час, минута. В слепом неведении он покорно живет надеждами страхом. Вот он маленький. Смотрите: ярко пылает его свеча. Ветер рыскает – горит свеча. А воск убывает, съедаемый огнем. Вот он большой. Странно мерцает его свеча, точно морщится, дрожит и прячется. Тает воск, съедаемый огнем. Вот он большой и слабый. Огонь дрожит и падает. Гаснет тихо. Ночью пришел, в ночь возвратился. ( Тушит свечу, открывает музыкальную шкатулку.)
Топина:- Навсегда. Это надо смыслить. Ярчук:- Надо понять это чувство, пока оно не исчезло. Гена:- Слышите! - Что? (Все повторяют, но тихо.) Гена:- За окном падает снег. Нагибина:- Он бормочет: «Спите,спите.» Нагибина:- Деревья зевают… Прудникова:- А потом засыпают. Сахнова:- Зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка? (Все вздохнули.)
Айдашкина:-Отчего так бывает: собою ты к людям придешь, а уйдешь не собой? (Встает, идет к зеркалу, разговаривает со своим отражением.) Я знаю, вечером к тебе придут те, кого ты любишь. Ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.
Володин:- А вороне Бог послал кусочек сыра! (Закрыла музыкальную шкатулку.) (Повернулась.) Айдашкина:- А ты знаешь, что завтра будет? Счастье. - Счастье…(Все повторяют.) Звучит мелодия из кинофильма "Обыкновенное чудо": "Давайте негромко,.."