Четверг, 19.09.2024, 10:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [7]
Литература [5]
Элективные курсы [2]
Факультативные курсы [3]
Поиск
Преподаватель
Главная » Статьи » Рабочие программы » Факультативные курсы

Введение в текстологию. Тематическое планирование. 5 класс
Составитель программы: Хатькова С. А.,
учитель высшей квалификационной
категории моу сош № 1г. Хвалынска Саратовской области.

Пояснительная записка

Факультативный курс «Введение в текстологию» разработан для учащихся 5 класса, испытывающих потребность в речевом развитии, в речевом взаимодействии; проявляющих литературные способности.
Целевая направленность курса
Развивающие цели курса: развитие речевой культуры, мыслительной деятельности; обогащение словарного запаса, грамматического строя речи обучающихся.
Обучающие задачи курса: понимание эстетической роли слова, фразы, предложения; различение функционально-смысловых типов речи; изучение основных средств выразительности речи; формирование навыка создания текстов художественного, публицистического, научно-популярного стилей языка; обучение интерпретации текста.
В основе занятий практика наблюдения, исследования, диспута,
сочинительства.
Структура занятия: анализ текста; конструирование, редактирование, стилизация текста; создание собственного текста; интерпретация образа, произведения малого жанра; обсуждение прочитанного, осмысленного, созданного; публичное выступление.
Итоговые коллективные контрольные работы: выпуск газеты «Школьная правДА!!!»; выпуск сборника поэзии и прозы.
Факультативный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.



Факультативный курс рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).
Планирование занятий
1-15. Изучение языка художественной литературы.
16-25. Изучение языка публицистики.
26-30. Изучение языка научно-популярного стиля.
31-34. Итоговые коллективные контрольные работы.
Выпуск газеты «Школьная правДА!!!».
Выпуск сборника поэзии и прозы.
Обсуждение результата коллективной работы.

Тематическое планирование занятий курса.
Содержание курса. Дидактический материал.

Изучение языка художественной литературы.
1 занятие
Ноктюрн
Месяц гладит камыши
Сквозь сирени шалаши…
Всё – душа, и ни души.

Всё - мечта, всё – божество,
Вечной тайны волшебство,
Вечной жизни торжество.

Лес как сказочный малыш,
А камыш как лес-малыш.
Тишь как жизнь, и жизнь как тишь.

Колыхается туман,
Как мечты моей обман,
Как минувшего роман.

Ни души, и всё – душа!
И. Северянин. 1908
Тема: «Поэтический образ».
1. Ассоциативные образы звукописи, олицетворения, метафоры, сравнения, антитезы, градации, лексического повтора, синтаксического параллелизма, умолчания, ритма, интонации.
2. Описание Увиденного. Размышление об Осмысленном.
3. Композиторский экспромт: написание мелодии для стихотворения. Авторское исполнение.
4. Экспромт художника: «Что не каждый увидит в рисунке поэта?»
5. Составление афоризма – иллюстрации стихотворения.
6. Сочинение хокку – иллюстрации стихотворения.

2 занятие
Ничего не понимают
Вошёл к парикмахеру, сказал – спокойный:
«Будьте добры, причешите мне уши».
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
Лицо вытянулось, как у груши.
«Сумасшедший!
Рыжий!» -
запрыгали слова.
Ругань металась от писка до писка,
и до-о-о-о-лго
хихикала чья-то голова,
выдергиваясь из толпы, как старая редиска.
В. Маяковский. 1913
Тема: «Режиссирующее слово».
1. Театрализация эпитета, метонимии, синекдохи, метафоры, сравнения, звукописи.
2. Стандартность и нестандартность мысли. Нестандартность лексической сочетаемости. Перевод текста стихотворения на язык «стандарта».
3. Как нарисовать чувство лирического героя?
4. Сценическая постановка стихотворения.

3 занятие
***
Я вас любил; любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно;
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
А. С. Пушкин. 1829

Признание
Я вас люблю, хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный.
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь.
…………………………………
Ах, обмануть меня не трудно.
Я сам обманываться рад.
А. С. Пушкин. 1826.
Тема: «Идея и её образ».
1. Идея и тематический словарь.
2. Идея и временной сюжет.
3. Аккомпанемент идеи.
4. Цветовая гамма идеи.
5. Логика чувства.
6. Уравнение любви.

4 занятие

Наш кувшин похож на птичку.
Нос как клюв. Ручка как хвостик. А глаза я взял да и нарисовал.

Мартовская капель…
- Кап… Кап-кап... Кап… Кап-кап-кап…

Праздный человек что часы без стрелок.
Не может быть велико то, что несправедливо.
Ты хочешь быть свободным, но вольной птицей быть не можешь.

Тема: «Искусство убеждения. Ритм речи. Грамматический строй речи».
Конструирование текста. Сочинительство. Стилизация.

5 занятие
Занятие ученического методического объединения словесников
(5, 8Б, 11 классы)

Рассказчик быстро раздевается, остается в трусах. Достает учебное пособие, изображающее внутреннее устройство человека. На нем изображен человек в разрезе, все внутренние органы выделены разными цветами. Хорошо видны кровеносные сосуды, почки, желудок, кишки и прочее. Рассказчик устанавливает пособие на стул. Некоторое время смотрит на него. Потом показывает пальцем на нарисованные легкие, а потом показывает, где легкие у него.
Вот у меня такие вот легкие, я ими дышу. Они состоят из таких вот пузырьков, я через горло вдыхаю воздух, пузырьки раздуваются, когда выдыхаю – сдуваются, происходит реакция окисления от кислорода – это нужно, что б я жил. Вот это у меня желудок, вот здесь. (Показывает на схеме, потом на себе.) Вот это вот печень, вот это кишечник, вот у меня в животе очень много длинных таких кишок. Вот это кровеносные сосуды, вот так я ем… еда по пищеводу попадает в желудок, потом дальше, дальше… Печень и почки тут что-то делают… потом кишечник, ну,.. и пища потом выходит… ну… понятно. Вот, в смысле, так вот всё и происходит… во мне…
Небольшая пауза.
И вот как к этому относиться ко всему? Ведь я же понимаю, что во мне всего этого (показывает на схему) полным-полно, и что? Я же помню, как в школе увижу такую схему в кабинете биологии, или, того хуже, какие-нибудь заспиртованные органы, или лягушку с разрезанным животом, так у меня сразу руки слабеют, сразу становлюсь вялый, потому что ужасно это всё, потому что кошка и собачка – красивая целая…а по отдельности, то есть по частям – ужасная.
Ну а что с этим делать! Так оно устроено. Я отлично помню, как начал понимать, что я тоже имею устройство. Помню, как почувствовал, что мне надо дышать, что у меня грудь вот так вот движется… постоянно, что носом или ртом я втягиваю в себя воздух и что не могу этого не делать, и мне это не понравилось… потому что – приходится. И то, что приходится моргать. Оно само моргается. Это плохо.
Маленькая пауза.
Вот смотрите (берет в руки деревянный игрушечный меч) – вот у меня был точно такой же в детстве, мне его папа сделал, и мне он нравился. Этот я сделал сам для наглядности. (Смотрит на меч.) получился не очень хорошо. Но не важно. Папин меч мне нравился, но я-то хотел иметь настоящий, и вообще хотел быть настоящим рыцарем. Но, с другой стороны, я же ведь не хотел этим мечом по-настоящему рубить людей… Чтоб получались вот такие люди. (Показывает на анатомическую схему.) то есть, видите, я сам не понимал, чего я хотел.
Е. Гришковец. «Одновременно».

Тема: «Функционально-смысловой тип речи – размышление.
Сопоставление законов природы с законами, открытыми учеными».

6 занятие
Занятие в Интернет-планетарии.
Вы проинтегрировали орбиту звезды, о жалкий род исследователей, и звезда перестала быть для вас живым светочем. Она стала знаком в ваших книгах, но она больше не светит вам, и вы знаете о ней меньше несмышлёного младенца. Вы открыли всё, вплоть до законов, управляющих человеческой любовью, но сама любовь ускользает из ваших уравнений. Я не порабощаю вас: я вас спасаю. Я освобождаю вас от власти человека, впервые исчислившего закон падения яблока и обратившего вас в рабство. Что станет с вами, если отринете ковчег, где ход времени проступает в своём истинном смысле? Антуан де Сент-Экзюпери. «Южный почтовый».

Тема: «Функционально-смысловой тип речи – размышление. «Профессиональная» лексика размышления. Грамматика размышления».

7 занятие
Занятие в читальном зале, в Интернет-самолёте, летящем над землей.
Земля помогает нам понять самих себя, как не помогут никакие книги. Ибо земля нам сопротивляется. Человек познаёт себя в борьбе с препятствиями. Но для этой борьбы ему нужны орудия. Нужен рубанок или плуг. Крестьянин, возделывая поле, мало-помалу вырывает у природы разгадку иных истин и добывает всеобщую истину. Так и самолет приобщает человека к вечным вопросам.
При свете вон той лампы кто-то читает, или погружён в раздумье, или поверяет другу самое сокровенное. А здесь, быть может, кто-то пытается охватить просторы Вселенной или бьётся над вычислениями,измеряя туманность Андромеды. А там любят.
Разбросаны в полях одинокие огоньки, и каждому нужна пища. Горят живые звёзды, а сколько еще закрытых окон, сколько погасших звёзд, сколько уснувших людей…
Подать бы друг другу весть. Позвать бы вас, огоньки, разбросанные в полях, - быть может, иные отзовутся.
Антуан де Сент-Экзюпери. «Планета людей».

Тема: «Функционально-смысловой тип речи – размышление. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Сравнение и сопоставление фактов, явлений, событий – основа размышление».

8 занятие
Занятие в СЮТ.
Мощные колёса давят на тормозные колодки. Под ветром, поднимаемым винтом, трава на двадцать метров за самолётом стелется и струится, как вода за кормой. Бернис одним движением кисти даёт волю буре и усмиряет её.
Теперь гул нарастает повторными волнами и становится той насыщенной, почти твёрдой средой, в которой оказывается замкнутым тело самолёта. И когда пилот чувствует, что этот гул, переполняя его, позволяет овладеть пустыней, которая до сих пор ему не подчинялась, он говорит себе: есть! Потом он смотрит на чёрный, задранный в небо, как гаубица, капот. За винтом брезжит рассвет.
И тогда, медленно выруливая против ветра, лётчик даёт полный газ. Самолёт, подстёгнутый винтом, срывается с места. Первые скачки по упругому воздуху сглаживаются, и тогда кажется, что земля растягивается и блестит под колёсами, как приводной ремень. Воздух, сначала не осязаемый, потом текучий, теперь становится твёрдым, и, опираясь на него, пилот взмывает вверх. (Антуан де Сент-Экзюпери. «Южный почтовый».)

Тема: «Функционально-смысловой тип речи – повествование. Глагольная лексика повествования: глагол – «прибор», фиксирующий происходящие изменения. Наречие – «экскурсовод» повествования. Прилагательное – «учёный», определяющий свойства «изменяющегося вещества» повествования».

9 занятие
Занятие в изостудии
С высоты двухсот метров ещё видны детские игрушки – стоящие торчком деревца, раскрашенные домики и леса, похожие на густой мох: обитаемая земля…
Вынырнув из туч, самолёт в тот же миг оказался в царстве неправдоподобного покоя. Точно лодка, миновавшая мол, самолёт зашёл в защищённые воды. Он словно бросает якорь в неведомом уголке моря, в укромной бухте зачарованных островов. Внизу, под самолётом, бушует ураган; там совсем другой мир, толща в три тысячи метров, пронизанная бешеными порывами ветра, водяными смерчами, молниями; но этот мир урагана обращает к звёздам лицо из хрусталя и снега.
Антуан де Сент-Экзюпери. «Южный почтовый», «Ночной полёт».

Тема: «Функционально-смысловой тип речи – описание. Роль эпитета, сравнения, градации в описании».

10 занятие
Занятие в Интернет-мальтипликационной студии
Весенний кот
Пришла весна. Зацвели незабудки, под коричневыми корнями леса явились подснежники, а в соседнем доме неожиданно расцвёл кот.
Подснежниками заголубели котовьи усы, листом черемухи зазолотели глаза, а на лапах и на груди объявились белые вербные сережки.
Разукрашенный , цветущий, полёживал он на новой траве, посиживал на старом заборе, блистал глазами на крыше сарая.
Я всё ждал, что на хвосте у него объявится какой-нибудь тюльпан весенний, особенный, котовий, но тюльпан не появлялся.
«Наверно, у котов хвосты цветут позднее, - думал я. – Летом, в июле».
Ю. Коваль.
Тема: «Функционально-смысловой тип речи – описание. Синтаксический параллелизм, инверсия».

11 занятие
Занятие в кинозале
На другое утро дядя Фёдор, пёс и кот дом в порядок приводили. Паутину сметали, мусор выносили, печку чистили. Особенно кот старался: он чистоту любил. Он с тряпкой на все шкафы, под все диваны залезал. Дом и так был не очень грязненький, а тут совсем заблестел.
А от Шарика пользы мало было. Он только носился, лаял от радости и чихал во все углы. Дядя Фёдор не выдержал и послал его в огород картошку окучивать. И пёс так заработал, что только земля летела во все стороны.
Весь день они так трудились. И морковь пропололи, и капусту. Ведь они сюда жить приехали, а не в игрушки играть.
Э. Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот».
Тема: «Сочетание функционально-смысловых типов речи в одном тексте. Описание и повествование. Композиция текста».

12 занятие
Занятие в кинозале
А дядя Фёдор и Матроскин дома сидят. Шарика с охоты ждут. Дядя Фёдор кормушку для птиц мастерит, а кот хозяйством занимается: пуговицы пришивает и носки штопает.
За окошком уже стемнело, когда Шарик пришёл. Поднял он свою сумку и зверька на стол вытряхнул. Зверь маленький, пушистый, глаза грустные и хвост лопатой.
- Вот кого я принёс.
- А где ты его взял? – спрашивает дядя Фёдор.
- Из речки вытащил. Сидел он на берегу, увидел меня и в речку – прыг! С перепугу. Еле-еле я его выловил. А то бы он утонул. Ведь он ещё маленький.
Кот слушал, слушал и говорит:
- Эх ты, балда! Ведь это бобрёнок! Он же в воде живёт. Это его дом. Ты его, можно сказать, из дома вытащил.
Пёс отвечает:
- Кто ж его знал, что он в воде живёт. Я думал, он тонуть хочет! Смотрите, какой я мокрый!
- И смотреть не хочу! – говорит кот. – Тоже мне охотник, ничего про зверей не знает!
И на печку залез.
А бобрёнок сидит, глаза на всех таращит. Не понимает ничего. Дядя Фёдор ему молока дал кипячёного. Бобрёнок молока попил, и глаза у него закрываться стали.
- Где ж его спать положить? – спрашивает мальчик.
- Как – где? – говорит пёс. – Если он в воде живёт, его надо в таз положить.
- Тебя самого надо в таз положить! – кричит Матроскин с печки. – Чтобы поумнел немножечко!
Э. Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Тема: «Сочетание функционально-смысловых типов речи в одном тексте. Описание, повествование. Размышление. Стилистически окрашенная лексика».

13 занятие
Занятие в кабинете музыки
Первый снег
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
За стёклами всё было снежно. Когда же выпал снег?
Большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась. С неё посыпался снег. Птица медленно поднялась с веточки и улетела, а снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. (К. Паустовский.)
Осенняя ночь
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать секунду, когда лист отделяется от ветки и начинает падать. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Была немая осенняя ночь.
Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал подать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский плач.
К. Паустовский.
Тема: «Сочетание функционально-смысловых типов речи в одном тексте. Описание и повествование. Размышление и повествование. Раскрытие темы. Основная мысль».

14 занятие
Занятие в кабинете математики
Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела –
О, с какой неохотой!

Наша жизнь – росинка,
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и всё же.

Старый, старый сон.
Из мрака фонари бегут.
Куда?

Все мы из капли.
Станем ветром.
Вот и вся истина.

15 занятие
Занятие в картинной галерее
… Снилось человеку, что он бабочка. Было ему легко и свободно. Проснулся человек и задумался: снилось ли человеку, что он бабочка, или бабочке снится, что она человек?..
Восточная притча.

Спасаясь от зверя, путник вскакивает в безводный колодец, но на дне колодца видит дракона, разинувшего пасть, чтобы пожрать его.
И несчастный, не смея вылезть, чтобы не погибнуть от разъяренного зверя, не смея и спрыгнуть на дно колодца, чтобы не быть пожранным драконом, ухватывается за ветви растущего в расщелинах колодца дикого куста и держится на нем.
Руки его ослабевают, и он чувствует, что скоро должен будет отдаться погибели, с обеих сторон ждущей его; но он все держится, он оглядывается и видит, что две мыши, одна черная, другая белая, равномерно обходя стволину куста, на котором он висит, подтачивают ее. Вот-вот сам собой обломится и оборвется куст, и он упадет в пасть дракону.
Путник видит это и знает, что он неминуемо погибнет; но пока он висит, он ищет вокруг себя возможность спасения и находит на листьях куста капли меда, достает их языком и лижет их.
Восточная притча.
Тема: «Повествовательные, описательные образы-символы размышления».

Изучение языка публицистики.
16 занятие
Занятие в музее школы
Растение тише и послушнее животного, а вещь тише и послушнее растения. Чувство покоя и замирания, которое мы переживаем в лесу или в поле, должно быть ещё глубже. Рядом с вещами следует себя вести, как у постели спящего ребёнка, - молчать и слушать.
Не только в пользование, но и в поучение даны человеку вещи. Мы учимся у тех, кто служит нам. Получая от вещи то или иное благо, следует воспринимать её щедрость как наставление себе и нести эту службу дальше, в человеческий мир. Тогда-то вещь и обнаруживает своё затаённое свойство – кроткого, безгласного Слова, неутомимо поучающего нас.
М. Эпштейн. «Парадоксы новизны».
Тема: «Как обрести собеседника?»

17 занятие
Занятие в кабинете биологии
У зверя есть нора, у растения – почва, только само имущество ничего не имеет. Оно поистине неимущее. Отдаваясь нам во владение, вещи учат нас не владеть.
Вещь никогда не отклонит ничьей просьбы, но при этом останется верна своему назначению: чашка никому не откажет в питье, но не позволит вытереть об неё руки. Человек ещё не дорос до такой отзывчивости ко всем окружающим. Он жёстче к другим и мягче к себе. У вещей он может научиться сочетать бесконечное послушание каждому, кто нуждается в нём, с бесконечной преданностью своему назначению.
Вещный мир может быть притягателен для людей не только как источник внешнего благополучия, но как напоминание о каком-то забытом блаженстве. Они принимают нас, и в них мы слагаем наши мысли, которые живут в вещах, как в цветах живут ароматы, для того, чтобы разлиться.
М. Эпштейн. «Парадоксы новизны».
Тема: «Зачем нам собеседник?»

18 занятие
Занятие ученического методического объединения словесников
(5, 8Б, 11 классы)

«Вдох – выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от «отработанного воздуха»».
Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» - это значит «умер».
«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть всё, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, её ценности, её красоту.
Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.
Д. С. Лихачёв. «Письма о добром».
Тема: «Что значит быть приятным собеседником?»

19 занятие
Занятие ученического методического объединения словесников
(5, 8Б, 11 классы)

Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и в поведении человека, чем важность и шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме, рассчитанность движений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяются.
В поведении старайтесь быть скромным, тихим.
Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.
Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в поведении – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием».
Д. С. Лихачёв. «Письма о добром».
Тема: «Темы публицистики».

20 занятие
Занятие в кабинете технологии, в интернет-мастерской скульптора
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.
Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую женщину и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, - он невоспитанный человек.
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, - он невоспитанный человек.
Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, - он невоспитанный человек.
Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, - он невоспитанный человек.
Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
Д. С. Лихачёв. «Письма о добром».
Тема: «Наука убеждения».

21 занятие
Занятие ученического методического объединения словесников
(5, 8Б, 11 классы)

В жизни каждого человека наступают минуты, когда, будучи ребёнком, он скажет: «я и стул», «я и кошка», «я и мяч», потом, будучи взрослым: «я и мир». Независимо от будущих отношений его к миру этот разделительный момент – всегда глубокий поворотный пункт.
Пусть ваша душа будет цельна и расколота, пусть миропостижение ваше будет мистическим, реалистическим, скептическим, даже идеалистическим, но, умоляю вас, будьте логичны – логичны в замысле, в творчестве, в речи.
Пренебрежение к логике так чуждо человеческой природе, что, если вас заставят быстро назвать десять предметов, не имеющих между собой связи, вы едва ли сможете это сделать.
Мир, родившись, вышел из состояния хаоса. Не будьте людьми, несущими в мир хаос, от которого его при рождении освободили.
М. Кузмин. «О прекрасной ясности».

Тема: «Мешают ли человеку эмоции выразить себя в слове?»

22 занятие
Занятие в читальном зале
1. Крестьянин пашет, каменщик строит, священник молится, судья судит. Что же делает поэт? Почему легко запоминаемыми стихами не изложит он условий произрастания различных злаков?
Быть целомудренным – право каждого явления быть самоценным, не нуждаться в оправдании своего бытия, другое право, более высокое, - служить другим. Н. Гумилёв. «Жизнь стиха».

2. Товарищи!
В нашей школе размножаются троечники!
Опасность близка!
Долой недоученность, зазубренность, списанность!
Долой!
Долой!
Долой!

Учебников К.Д., Тетрадкин Р. Л., Журналов В.В.

3. О ежовой дружбе.
Ты вечер провел дома. Ты не пил, не ел, не смотрел телевизор, не вспоминал о компьютере. Ты весь вечер грыз гранит науки. Она весь вечер валяла дурака.
Наутро у тебя, взъерошенного, искусанного теорией и практикой, сознание победителя. Она же наутро, резкая, как «нате»:
-Дай списать!
Люди! Будем солнцами!
(Незнайка.)


Тема: «Жанры публицистики».

23 занятие
Занятие в читальном зале
Очеркнём!
Ранним седым утром встретил я у своего дома соседского Лешку, направляющегося в школу.
Переговорили мы друг с другом:
-Трудно в учении — легко в бою?!
-Вам, дядь Петь, рассуждать хочется, а мне ВО-КАК! не хочется: на английском—рассуждай, на русском—соловьем пой, на матике—форма слова парадная, на других уроках—не вылезай из ума лабораторного! Трудно! Вот и не учусь. Дело принципа! Все на одного! А надо же, чтобы все ЗА ОДНОГО!
-Иди ты! В школу! Устал я от твоей болтовни. Лентяй!
(Роль дяди Пети «сыграл» Мельников П., 7 «б» класс.)
-Ступай в школу, балабол!
(Роль дяди Пети «сыграл» Баев И., 7 «б» класс.)
-Ну, братец мой! Учись! Надобно. Жизнь такая.
(Роль дяди Пети «сыграл» Шарков Д., 7 «б» класс.)
-Лёнька, Лёнька. Мне б твои заботы! Весь опыт старика отдал бы за них. Что мое поколение видело? Голод, войну, разруху… Сейчас бы засесть за учебники и не вылезать «из них»!
Судьба!..
-Ученик! Звучит гордо. Учащийся! Звучит хорошо. Обучающийся! Звучит весело! (Роль ведущей «сыграла» Афанасьева Р., 11 «б» класс.)
Тема: «Жанры публицистики».


24 занятие
Занятие в читальном зале

Право на поступок
Медалью «За отвагу на пожаре» награждён
Казарин Андрей, ученик 11 «б» класса МОУ « СОШ № 1 г. Хвалынска».
Я боюсь, я избегаю
фразы; но страх фразы –
тоже претензия.
Между этими двумя
иностранными словами,
между претензией и фразой,
катится и колеблется
наша сложная жизнь.
И. Тургенев.
Трехлетний карапуз, спасенный Андреем, конечно, мог бы, как в знакомой рекламе, раскрыть замысел своего рисунка: «Это дом. Это я. Это дядя Андрей. Он добрый. Он меня спас. Я его люблю».
Понятен ли замысел жизни тому, кто уже вырос из трехлетних штанишек? Читая «Слово об Андрее», составленное его друзьями, понимаешь вдруг: перед тобой экзаменационный материал времени, в котором ты живешь.
Как я хочу жить? «Когда я узнал, что в нашей школе есть герой, я начал по-настоящему гордиться своей школой, своим районом, своими друзьями, своим домом – всем тем, что меня окружает. Я просто хочу жить размеренно, хочу, чтобы в моей жизни было бы что-то хорошее».
(Инкин А., 8 класс)
Когда на душе спокойно? «Нам становится как-то приятно сознавать, что рядом с нами есть свободная душа, уверенная в своем призвании. Героем называют того, кто знает, что мир создан для добра и счастья. Поступок – это не способ самовыражения, а доказательство того, что мы – люди, созданные для добра». (Шабаева Э., 8 класс)
Кто умеет быть покорным? «Наш герой, любимец «4» и «5», - совершеннейший хулиган. Кто, кроме него, может у доски станцевать чечетку? Кто, кроме него, в 11 классе станет делать самолетики и пускать их полетать по кабинету? Кто, кроме него, способен рассмешить до слез своих одноклассниц? Единственный и неповторимый Наш. Наверное, его ответы самые запоминающиеся: ответить по конспекту, что-то приврав, навоображав… Такого краснобая еще поискать надо! Сравнить бы нашего героя с Ильей Муромцем, да нельзя. Почему-то история умалчивает о повседневной жизни великих и сильных Руси. Может, когда-то они тоже были такими мелкими «пакостниками», как Андрей?»
(Мякишева Д., 11 класс)

Как проявляется патриотизм? «В Андрее я всегда видел мужественного человека, достойного друга, веселого одноклассника. А он взял и всем доказал, что он гражданин России». (Глумов А., 11 класс)
Любит ли нас родина? «Наша страна должна гордиться такими людьми, как Андрей, ведь их не так уж и много среди нас» (Храмова Е., 8 класс)
Чему надо учиться? «Говорить о хорошем, добросовестном человек надо заново учиться, потому что, и правда, быть человеком стало исключением из правил, а не самим правилом». (Карпова Ю., 11 класс)
Кого называют «настоящим человеком»? «О чём он думал, спасая ребенка? О том, что он спасает его будущее. Значит, Андрей – настоящий человек». (Войтова К., 11 класс)
Трудно ли остаться человеком? «Каждый из нас верит в то, что способен на поступок. Но случись что – и руки задрожат, ноги затрясутся. Как «вкопанного» себя оторвать от земли?» (Олейник П.,8 класс)
Кто отвечает за мир, в котором мы живем? «Мы должны измениться, чтобы изменить мир. Будем добрее к миру, и мир будет добрее к нам!» (Гордынская В.,8 класс)
Меняет ли время нравственные нормы? «Андрей «укрылся» от назойливого внимания. Наверно, он считает отвагу и смелость скромными качествами юноши». ( Козлова А., 11 класс)
Где ж лучше?
- Там, где мы, - улыбаясь, объясняет Андрей. – Помогать ближнему не геройство. Спасти человека, если ты в силах его спасти, - это нормальный, не требующий к себе особого внимания поступок. Уделите внимание своим друзьям, родным, соседям, бездомным животным, потому что жить, откликаясь на чужую боль, естественно.
Сдан ли нами экзамен жизни? Что ею нам поставлено?
У жизни нет голоса. Но, кажется, она не против того, чтобы её мысли озвучили герои А. Грина:
-Вы слушаете голоса всех нехитрых истин сквозь толстое стекло жизни. Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном-несбыточном, и что, по существу, так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка. Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров. Нехитрая истина в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Поняли вы меня?
-Да, капитан, - Пантен крякнул, вытерев усы аккуратно сложенным чистым платочком. — Я всё понял. Вы меня тронули. Пойду я вниз и попрошу прошения у Никса, которого вчера ругал за потопленное ведро. И дам ему табаку — свой он проиграл в карты.
(Понимающий человек.)

Тема: «Жанры публицистики».

25 занятие
Занятие ученического методического объединения словесников (5, 8Б, 11 классы)
Не лепо ли ны бяшетъ, братие,
или Надо, Pussy, надо

Государство высекло Pussy Riot, «крестоповаль-
цев» - всех тех, кто выступал в защиту модного
(с душком Европы и Америки) молодёжного
движения свободы «без креста». Появились «ге-
рои», радикально решающие проблему кощун-
ственного отношения к чувствам верующих,
борющиеся с любым видом рекламы цинизма.
Почему государство сказало своё слово?
Какую угрозу для себя оно увидело в осквер-
нении таинств церкви? Опасны ли для государ-
ства червь безнравственности Pussy Riot и меч
разгневанных молодых людей, отстаивающих
моральные устои общества?
Мои собеседники – люди, называющие
эту проблему исторической проблемой России.
Их профессиональный взгляд на время, в котором мы живём, заставляет меня вспомнить известное выражение «наступать на грабли» - грабли российской истории.
Священник Виталий Колпаченко, настоятель Крестовоздвиженского храма
г. Хвалынска, директор православной гимназии:
- Неуважение к святыне церковь называет кощунством. Кощунство говорит о нравственной болезни общества.
О. Н. Мошнина, учитель истории моу сош №1 г. Хвалынска:
- Никто не имеет права нарушать права и свободу человека. Человек свободен в том, чтобы получать в церкви всё, что его душа требует. Выступления Pussy Riot, конечно, нарушают его права. Государство должно быть свободным в рамках свободы человека. Выступление Pussy Riot дискредитирует церковь, дискредитирует верующих, дискредитирует само государство.
Священник Виталий Колпаченко:
- Цинизм опасен. Вседозволенность – очень опасная тенденция. Такая тенденция была перед революцией 1917 года. Некоторые церковные служители проводят прямую параллель. Почему произошла революция? Она произошла, потому что охладела вера в народе. Несмотря на то что сегодня церквей строится много, несмотря на то что у людей сегодня есть возможность пользоваться благодатью Божьей, вера в обществе охлаждается. Общество тяжело больно.
Бородина В. И., директор художественно-мемориального музея К. С. Петрова-Водкина, заслуженный работник культуры РФ, почётный гражданин Хвалынского района:
- Эта тенденция – тенденция подрывания основ традиционной культуры и перекодировки национального сознания.
О. Н. Мошнина, учитель истории:
- Значение церкви огромно в нашем обществе. Это наша идеология, это наше мировоззрение, мировоззрение нашего будущего. Церковь сыграла огромнейшую роль в развитии России. Церковь занималась сплачиванием народов. Она взяла на себя роль единого организатора, объединителя всей Руси. В годы Великой Отечественной войны церковь воспитывала патриотизм, оказывала материальную помощь.

Бородина В. И., директор художественно-мемориального музея К. С. Петрова-Водкина, заслуженный работник культуры РФ:
- Люди, к сожалению, не читают русских философов. Возможен ли диалог с людьми, подобными Pussy Riot? Сомневаюсь. Нотации читать…Всё надо пережить внутри. «Срывание одежды» тоже не поможет. Да и это «срывание одежды» тоже противозаконно в принципе.
Священник Виталий Колпаченко:
- Насилием, злом добра никто не добивается. Зло никогда не порождает добро. Есть понятие духа. Когда Христос с учениками проходил по Сомали, Христа не приняли, выказали к нему пренебрежение. Ученики в гневе воскликнули: «Господи, дозволь, чтоб на них огонь сошёл, чтоб он их испепелил!» А Господь им ответил: «Вы не знаете, какого вы духа. И я пришёл не убить людей, а спасти людей». У ребят, о которых мы сегодня говорили, нет разума, как правильно защитить. Неприменимо к настоящей вере, к настоящему добру поступать, руководствуясь целью. Цель не оправдывает средства. Проверка того, что угодно Богу или что неугодно, как раз и состоит в выборе, какими средствами ты будешь достигать цели. Богу угодно, чтобы благородная цель достигалась благородными средствами. Пусть это будет трудно. Целью нельзя прикрываться. Все злодеяния в мире прикрываются благими целями.
Хамзин И., ученик 11 класса:
-Движение, которое создавалось для защиты морали в обществе, вовсе не защищает наше общество, а только сопутствует проявлению агрессии среди людей?
Мельников А. И., глава администрации Хвалынского района:
- У каждого человека должно быть своё мировоззрение. Но оно, это его личное мировоззрение, не должно быть личным делом каждого. Не веришь – не мешай верить другим.
Бородина В. И., директор художественно-мемориального музея К. С. Петрова-Водкина, заслуженный работник культуры РФ:
-В школе не закладываются нравственные основы. Когда и в семье они не заложены, получаются люди – пусирайты.
Хамзин И., ученик 11 класса:
-Но не можем же мы во всём винить наше образование! Всю свою жизнь человек пытается найти оправдание своим дурным поступкам. Может, надо перестать жить в рамках диалога:
- Кто разбил вазу?
-Она сама!
Нет в жизни нерешаемых проблем. Во всём нужно знать меру: в веселье, в грусти, в защите, в нападении.
Не будем отвечать на вопрос: «Кто виноват?» Сначала изменим себя, ведь мы никто с отравленной душой и убитым телом.
Хамзин И., ученик 11 класс сош № 1

Тема: «Жанры публицистики».

26 занятие
Занятие ученического методического объединения словесников(5, 8Б, 11 классы)
Тётя Галя
Тема домашнего задания: «Может ли история государства стать уроком нравственности?»
Мы готовились: кто-то читал статьи русских философов, кто-то повторял непростые истории жизни нашего государства, запоминал факты, цифры, проценты.
Учитель пришёл на урок с рукописью – 10 страничек, с рисунками, с фотографиями. Сказал:
-Тётя Галя разрешила вам показать. Тётя Галя. Галина Петровна. Ей 75. А мужу её – 80. И более полувека вместе. Двое детей, четверо внуков, трое правнуков… Воспоминания «Когда началась Великая Отечественная война, мне было четыре года…» Галина Петровна объяснила мне, почему важно было записать воспоминания: «Правнуки должны знать, в какую семью они приходят». А правнукам год, полтора, два!

Я улыбнулась, но, улыбнувшись, задумалась: «В семью приходят…»

Детство моё - война
1941 …Когда началась война, мне было 4 года, моим сёстрам: Лире – 9 лет, Вале – 6 лет.
Провожать папу пошли под вечер мама со старшей сестрой Лирой. Провожали в начале июля. Пристань была в селе Ивановка. Меня и сестру оставили с бабушкой. Папа простился с нами, посадил нас на лавочку около дома. Мы помахали ему, и он ушёл. По рассказам мамы, всех призывников посадили на пароход. Была ночь. Свет на пароходе был отключен. Пароход отплыл. В темноте долго ещё был слышен плач провожающих.
Осиротела наша улица. 19 детей (от 3 до 12 лет) остались с матерями-солдатками.
Наша мама все четыре года войны работала в училище, в изоляторе, ухаживала за больными. Старшая сестра Лира ходила в школу, а мы с Валей сидели дома «на замке». Сестра Валя рисовала мне кукол, рассказывала сказки, которые сама придумывала, пела песни. Однажды на чердаке мы нашли икону. Она была очень красивая, с бусинками. Мы бусинки отрезали, сделали из них себе бусы, нарядились. Мама пришла, а мы, нарядные, пляшем.
1942. Новый год. Мама напряла ваты и связала из неё нам чулки. Из своих платьев сшила нам платья и повела нас в училище на ёлку. Идём парком и видим: большая голова Черномора из снега, окоп, а в нём снежный Гитлер, а глаза у него двигаются то влево, то вправо.
Летом варили щи из листьев свёклы, капусты, ходили по оврагам, собирали дикую редьку, ели жмых. Мыла, соли не было. Мыло мама варила сама. Если в доме появлялась соль, то расходовали её по крупицам.
1943. Год был трудный. Заболела очень сильно сестра Валя. Лечить было нечем. Нужно было усиленное питание, а его не было. Папа служил всю войну при аэродромах в тылу. Мама написала папе о болезни Вали, и его отпустили на десять дней. Он привёз рыбий жир – единственное лекарство. Мама жарила оладьи из ржаной муки на этом жире и кормила нас. А где брала муку? Ездила в сёла обменивать вещи на продукты.
1944. Я пошла в первый класс. Я ходила утром в школу, надевала пальто и шапку сестры. Приходила из школы – сестра надевала пальто и шапку и шла заниматься во вторую смену. В школе писали на газетах, между строчек. На большой перемене нас в школе кормили. Тётя Стеша входила в класс с песней «Цыплёнок жареный…», в руках держала решето, раздавала по кусочку хлеба, помазанного повидлом.
В Хвалынске были пленные немецкие солдаты. Шесть раз в день строем их водили на работу. Водили по улице, на которой мы жили. Как только их завидим, быстро встанем в строй и поём песню «Священная война». Идём по дороге, топаем, а за нами клубы пыли. Мы, дети войны, пели все взрослые военные песни. С войны приходили солдаты-инвалиды. Часто их можно было видеть на базаре. Они пели грустные песни, собирая в шапку милостыню, чтобы добраться до своего жилья.
1945. У бабушки с фронта не вернулись трое сыновей и два зятя. На нашей улице пять семей осталось без отцов. Горе пришло почти в каждый дом. В конце ноября папа демобилизовался. У нас была радость: папа остался жив. Но всю жизнь от соседей мы слышали упрёк: «Вы с отцом… Вы с мужем растите детей, а мы…» Что ж, судьба… Кому жить, а кому…
А в нашем доме тоже большое горе было. В 1937 году забрали маминого отца, нашего деда. И он не вернулся. Семеро детей остались без отца. Мы, внучата, так и не увидели своего деда, а он, по рассказам мамы, был очень умным, работал на стройке бригадиром. В Хвалынске вместе с пленными австрийцами строил школы.
Закончилась война, а жить было ещё трудно…
1941-1945: что сохранила детская память…

Для меня, четырнадцатилетней девочки, Великая Отечественная война – история. От меня до неё 70 лет. Я могу представить тяготы войны, могу сопережить трагедию моего народа. Но вот я слушала воспоминания о военном детстве человека, живущего где-то рядом со мной, и понимала, что чувства мои о войне до сих пор были книжные. Как книжные слова, чувства мои были высокие, трепетные, но отвлечённые, абстрактные.
Кто-то спросил: «А какая она, Галина Петровна, сейчас?»
- Жизнерадостная, дружелюбная, всё что-то созидает: рисует, вышивает, цветы выращивает, зимой разноцветные ледяные игрушки на рябинку перед домом вешает, на снегу картины пишет, петь любит, стихи читает, главное – о близких заботится, подружек у неё много, до сих пор каждое лето встречу с одноклассниками устраивает. Вот она на фотографии!
И все разволновались:
- Да мы же её знаем! Каждое лето, когда на пляж идём, проходим мимо светлого домика, около него много-много цветов. Эта женщина иногда просто так (для радости) может подарить какой-нибудь цветочек. Приветливая такая! Степенная очень.

В моём городе много пожилых людей. Я их жалела, старалась помогать им. А их жалеть не надо – их уважать надо, с них пример брать надо. Сильные духом, сильнее жизненных обстоятельств, они не смирялись с судьбой, а жили с ней в гармонии, как художники, создавали свой мир. Я слушала воспоминания Галины Петровны и понимала: семья её, мама её, сёстры были талантливы. Они умели в семье хранить радость жизни, а радость жизни как огонь, согревающий душу в стужу несчастья.
«Правнуки должны знать историю своей семьи…» История семьи Галины Петровны – история моего города – история моего народа – истории моей страны. Величие русского человека в его простоте.
Я вспомнила, о чём мечтала сегодня утром, и мечты мои мне показались смешными.
Я взглянула на своих одноклассников: каждый из них в эту минуту казался себе чуточку благороднее, что ли…
Ермошина Е., 8Б класс
Тема: «Жанры публицистики».

Изучение языка научно-популярного стиля.
27 занятие
Занятие ученического методического объединения словесников (5, 8Б, 11 классы)
1. Одни и те же корни иногда входят в слова, настолько далёкие друг от друга по смыслу, что на первый взгляд даже трудно принять их за «родственников». Например, аквариум, акварель и акваланг. Эти слова сообщают о различных предметах: аквариум – стеклянный домик для комнатных рыбок, акварель – краска, акваланг – прибор для плавания под водой. Однако все эти слова объединены корнем – аква - . Что он обозначает? Аква – на латинском языке значит вода. Аквариум – то, во что наливают воду. Акварель – краски, которые разводят водой, в отличие от масляных красок, которые разводят маслом. Все слова с этим корнем – так или иначе «водяные слова».
2. Большую строительную работу выполняют в словах суффиксы.
Во-первых, они из одних слов делают другие. Например, из слова учить суффиксы могут сделать и учителя, и ученика, и училище, и учение. А если отбросить суффикс да ещё прибавить приставку, тоже что-нибудь получится, например неуч.
Во-вторых, суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например, показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или противный. В книге Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» есть профессорша Мордочка. Если бы малыши были великанами, то профессорша была бы Мордища.
3. Л..б..п..тн..й сл...н..н..к спр..с..л, чт.. ..ст кр..к..д..л з.. ..б..д..м. кр..к..д..л схв..т..л сл..н..нк.. з.. н..с.
Трудно без гласных! Гласные помогают говорить, понимать друг друга. А в орфографии они работают «волшебниками». Гласные – это добрые волшебники для согласных. Но сами они очень опасные! Из-за гласных мы часто бродим по «ошибкоопасным» местам слова.
Г. Г. Граник, др. Секреты орфографии.
Тема: «Как приблизить науку к жизни?»

28 занятие
Занятие в кабинете иностранного языка
В английском языке существуют два различных по смыслу слова: «play» и «game». «Play» - это свободная игра, не связанная никакими условиями, правилами; прелесть её в том и состоит, что любые ограничения серьёзной жизни могут в ней легко преодолеваться. Так бурно, бесшабашно, безоглядно играют дети: возятся, толкаются, устраивают кучу-малу.
«Game» - это игра по правилам, о которых заранее договариваются между собой участники, и она внутренне гораздо более организованна, чем окружающая жизнь. Шахматы, шашки, футбол, рулетка – примеры такой игры, в которой ценна не свобода выразить себя, а достижение выигрыша и избежание проигрыша.
Игра импровизированная и игра организованная, «play» и «game», имеют совершенно разную философию, да и к серьёзности у них разные отношения: «play» трактует серьёзный мир как урегулированный, задача игры – взорвать этот упорядоченный мир, опровергнуть его правила, обнаружить сущностное единство, где никто никого не стесняет и всё может быть всем. К таким играм приобщают с раннего младенчества, когда человек ещё не чётко определяет своё индивидуальное «я» и легко переступает границы, отделяющие его от других людей, животных, вещей. «Мама, я птичка, и ты тоже птичка. Да?»
М. Эпштейн. «Разновидности игры».

Тема: «Как избежать панибратства с наукой? Как не стать примитивным, вульгарным учёным дурного тона?»

29 занятие
Занятие ученического методического объединения словесников (5, 8Б, 11 классы)

Многозначность слова свидетельствует и о широких возможностях словаря, ведь богатство русского языка заключается не только в большом количестве слов, но и в разнообразии их значений. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность.
Есть игра (она называется каламбуром), в её основе юмористическое переосмысливание разных значений слов. Попробуйте сами выделить многозначные слова, на которых построены каламбуры: Весна хоть кого с ума сведёт: лёд и тот тронулся; Дети – цветы жизни, не давайте им, однако, распускаться; Радио будит мысль даже тогда, когда очень хочется спать; Не бросайтесь словами: соблюдайте технику безопасности.
Мысль, выраженная в каламбуре, гораздо ярче, рельефнее, остроумнее ; особое внимание притягивается к обыгрываемому слову.
Многозначность слова даёт повод к неправильному толкованию таких фраз: На костре лучшие люди села; На площадке перед школой вы увидите разбитые цветники. Это дело рук наших ребят; Мы наметили посетить городской музей и вынести из него всё самое ценное, самое интересное.
Если вы, дорогие друзья, внимательно прочитали главу, то не станете небрежно обращаться с многозначными словами. А это значит, что никто из вас уже не скажет в очереди: «Загибайте хвост к выходу!»; или у кассы магазина: «Выбейте мне мозги!»; или в санатории на отдыхе: «Пойдёмте вешаться!»; или у кабинета врача: «Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца!»
Д. Розенталь. Секреты стилистики.
Тема: «Как увлечь слушателя научной беседой?»

30 занятие
Занятие ученического методического объединения словесников (5, 8Б, 11 классы)

Случайный пропуск слова, или речевая недостаточность, наносит серьёзный ущерб смысловой стороне речи: в предложении нарушаются логические связи слов. Пропуск слова может исказить мысль и привести к абсурдности высказывания. Чего стоят объявления! У кассы: «Дети до 5 лет проходят в цирк на руках»; на двери рентгенкабинета: «Делаем только срочные переломы»; в учреждении: «Страховая компания приглашает вас в любой четверг для получения травмы».
В результате пропуска слова происходит подмена понятия: На выставке среди экспонатов был и филателист из Омска; Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив; В кабинете литературы висят великие писатели.
Пропуск слова – речевая небрежность. Говорящий не должен торопиться, он должен следить за правильностью выражения мысли.
Д. Розенталь. Секреты стилистики.

Тема: «Как популяризировать науку?»

31 занятие
Занятие ученического методического объединения словесников (5, 8Б, 11 классы)

Он был мёртв и не скрывал этого. Их предводитель умер, и они выбрали нового из числа живущих. Примеры убедительно показывают абсурдность речевой избыточности, то есть многословия.
Мы часто впадаем в этот грех, если не следим за речью. Да и думает ли о красоте слога несчастный, которого усадили писать заявление? Вот и выходит из-под его пера: «Мною был обнаружен повесившийся труп мёртвого человека».
А вот примеры, взятые из жизни: Можно спросить вопрос?; Например, такой пример; Тёмный мрак; Ценные сокровища; Вернуться обратно; Они живут безрадостной жизнью.
М. Горький подчёркивал: «Крайне трудно найти точные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано многое, чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно». Многое необходимо помнить тому, кто хочет совершенствовать свой слог.
Тема: «Научная статья. Публицистическая статья».
32-34 занятия: презентация итоговых творческих работ.

Творчество поэтов
1. Маяковский В. «Ничего не понимают».
2. Пушкин А. «Признание», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...»
3. Северянин И. «Ноктюрн».
4. Хокку.
Творчество писателей
1. Гришковец Е. «Одновременно».
2. Коваль Ю. «Весенний кот».
3. Паустовский К. «Первый снег», «Осенняя ночь».
4. Антуан де Сент-Экзюпери «Ночной полёт», «Планета людей», «Южный почтовый».
5. Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот».
Афоризмы.
Восточные притчи.
Творчество публицистов
1. Гумилёв Н. «Жизнь стиха».
2. Кузмин М. « О Прекрасной ясности».
3. Лихачёв Д. «Письма о добром».
4. Эпштейн М. «Парадоксы новизны».
Творчество учёных
1. Граник Г. «Секреты орфографии».
2. Розенталь Д. «Секреты стилистики».
3. Эпштейн М. «Разновидности игры».
Работы учащихся школы
Категория: Факультативные курсы | Добавил: Преподаватель (01.12.2013)
Просмотров: 502 | Теги: Жанр, стиль, текст | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright prepodavatel.ucoz.ru © 2024