Четверг, 19.09.2024, 10:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [7]
Литература [5]
Элективные курсы [2]
Факультативные курсы [3]
Поиск
Преподаватель
Главная » Статьи » Рабочие программы » Элективные курсы

Наивное языкознание
Составитель программы: Хатькова С. А., учитель высшей квалификационной категории моу сош № 1 г. Хвалынска Саратовской области

Авторская программа
элективного курса по русскому языку
Наивное языкознание
9 класс

Курс русского языка в 9 классе может быть определён как предметный курс (лингвистический), расширяющий темы общеобразовательной программы, и как ориентационный (межпредметный), требующий синтеза знаний по ряду учебных предметов. Курс полезен и при подготовке к ЕГЭ (часть С предполагает поиск аргументов из научной, публицистической, художественной литературы).

Пояснительная записка

Элективный курс «Наивное языкознание» разработан для учащихся 9 класса, проявляющих интерес к языку как к системе знаков.
Целевая направленность курса
Развивающие цели курса: освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; расширение круга используемых грамматических средств; обогащение словарного запаса; развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений.
Обучающие задачи курса: формирование умений сравнивать и сопоставлять языковые факты и факты мира, закономерности в системе языка и в системе природного или общественного мира.
В основе занятий практика наблюдения, исследования, диспута.
Структура занятия: анализ языкового явления; самостоятельное освоение азов физики, химии, психологии, биологии, математики; поиск системной параллели в области наук о мире, обществе, языке; обсуждение результатов поиска; публичное выступление.
Итоговый проект курса - электронный выпуск ученического
научно-популярного журнала «Наивное языкознание». Тема: «Наивные картины математики, биологии, физики, химии, философии, психологии в системе языка».

Элективный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Элективный курс рассчитан на 12 занятий (1 час в неделю).
Тематическое планирование занятий курса
1. Аналитические и синтетические языки.
2. Грамматика как система.
Единицы языка. Нулевые единицы в языке.
3. Норма в языке.
4. Согласные и гласные звуки. Реформы русского письма.
5. Заимствование в языке. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы.
Окказионализмы. Многозначность слова. Каламбур. Паронимы. Народная этимология.
6. Лингвистическая относительность.
7. Социолингвистика.
8. Внутренние законы языка. Подчинение и соподчинение.
9. Семья индоевропейских языков.
10. Язык и речь. Язык и мышление.
11. Моделирование языка.
12. Презентация ученического научно-популярного журнала
«Наивное языкознание».

Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса русского языка обучающийся должен:
знать/понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
уметь
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Список литературы
1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975
2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2001
3. Гудков Л. Литература как социальный институт. – М., 1994
4. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001
5. Кожевников В. М., др. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
6. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994
7. Панов М. В. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). – М., 2001
8. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. – М., 1980
9. Школьные учебники по математике, физике, химии, биологии.
Категория: Элективные курсы | Добавил: Преподаватель (01.12.2013)
Просмотров: 387 | Теги: метапредметность, языкознание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright prepodavatel.ucoz.ru © 2024