Составитель программы: Хатькова С. А., учитель высшей квалификационной категории моу сош № 1 г. Хвалынска Саратовской области
Авторская программа элективного курса по русскому языку Наивное языкознание 9 класс
Курс русского языка в 9 классе может быть определён как предметный курс (лингвистический), расширяющий темы общеобразовательной программы, и как ориентационный (межпредметный), требующий синтеза знаний по ряду учебных предметов. Курс полезен и при подготовке к ЕГЭ (часть С предполагает поиск аргументов из научной, публицистической, художественной литературы).
Пояснительная записка
Элективный курс «Наивное языкознание» разработан для учащихся 9 класса, проявляющих интерес к языку как к системе знаков. Целевая направленность курса Развивающие цели курса: освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; расширение круга используемых грамматических средств; обогащение словарного запаса; развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений. Обучающие задачи курса: формирование умений сравнивать и сопоставлять языковые факты и факты мира, закономерности в системе языка и в системе природного или общественного мира. В основе занятий практика наблюдения, исследования, диспута. Структура занятия: анализ языкового явления; самостоятельное освоение азов физики, химии, психологии, биологии, математики; поиск системной параллели в области наук о мире, обществе, языке; обсуждение результатов поиска; публичное выступление. Итоговый проект курса - электронный выпуск ученического научно-популярного журнала «Наивное языкознание». Тема: «Наивные картины математики, биологии, физики, химии, философии, психологии в системе языка».
Элективный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: - выделение характерных причинно-следственных связей; - сравнение и сопоставление; - умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; - самостоятельное выполнение различных творческих работ; - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; - подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы; - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Элективный курс рассчитан на 12 занятий (1 час в неделю). Тематическое планирование занятий курса 1. Аналитические и синтетические языки. 2. Грамматика как система. Единицы языка. Нулевые единицы в языке. 3. Норма в языке. 4. Согласные и гласные звуки. Реформы русского письма. 5. Заимствование в языке. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Окказионализмы. Многозначность слова. Каламбур. Паронимы. Народная этимология. 6. Лингвистическая относительность. 7. Социолингвистика. 8. Внутренние законы языка. Подчинение и соподчинение. 9. Семья индоевропейских языков. 10. Язык и речь. Язык и мышление. 11. Моделирование языка. 12. Презентация ученического научно-популярного журнала «Наивное языкознание».
Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения элективного курса русского языка обучающийся должен: знать/понимать • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; уметь • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; аудирование и чтение • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию); • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. Список литературы 1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975 2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2001 3. Гудков Л. Литература как социальный институт. – М., 1994 4. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001 5. Кожевников В. М., др. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. 6. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994 7. Панов М. В. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). – М., 2001 8. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. – М., 1980 9. Школьные учебники по математике, физике, химии, биологии.