Год разработки: 2012-2013 Межрегиональный конкурс программ (ФГОС ООО): 3 место. Составитель программы: Хатькова С. А., учитель высшей квалификационной категории моу сош № 1 г. Хвалынска Саратовской области.
5 класс Содержание курса Русский фольклор 1ч Древнерусская литература 1ч Русская литература 18 века 1ч Русская литература 1 половины 19 века 8 ч Русская литература 2 половины 19 века 13ч Русская литература 1 половины 20 века 8ч Русская литература 2 половины 20 века 10ч Литература народов России 2ч Зарубежная литература 9ч Обзоры 3ч Сведения по теории и истории литературы 22 Мониторинг качества знания (сочинения, проекты, исполнительская и оценочная рефлексия) 16ч
Учебно-тематический план Курс литературы в 5 классе БУП: 3 часа в неделю. 105 часов. УМК под редакцией В. Я. Коровиной.
1 триместр Мониторинг качества знания: 5С. 1. Входной контроль. Сочинение. Я паутинка. 2. Язык художественной литературы. Слово и образ. 3. Виды сказок. Народная и литературная сказки. 4. Х. К. Андерсен. «Русалочка». Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в литературе. 5. Пословицы. Крылатые выражения. Афоризмы. 6. Поговорки. Загадки. Виды словесной игры. 7. Роль эпитета в описании. 8. Роль метафоры в размышлении. 9. Роль олицетворения в описании. 10. Роль сравнения в размышлении. 11. Роль оценочной лексики в художественном тексте. 12. Роль гиперболы и литоты в художественном тексте. 13. И. А. Крылов. «Волк на псарне». Жанр басни и жанр сказки. 14. И. А. Крылов. «Свинья под дубом». Аллегория. 15. И. А. Крылов. «Волк и Ягнёнок». Формы воплощения морали. 16. В. А. Жуковский. «Море». Романтизм. Пейзаж. 17. В. А. Жуковский. «Невыразимое». Тема и её образы. 18. А. С. Пушкин. Лирика. Чтение наизусть (выбор обучающихся). Лирический герой. Образность чувства, мысли, настроения. 19. Рифма. 20. Системы стихосложения. 21. М. Ю. Лермонтов. Чтение наизусть (выбор обучающихся). Слово и поэтический образ. 22. Роль антитезы в художественном тексте. 23. Роль метонимии и синекдохи в художественном тексте. 24. Роль аллитерации и ассонанса в художественном тексте. 25. М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотизм стихотворения. Изображение исторического события. 26. Сочинение. Метафорическая работа. Размышление: «Жизнь – лиса». 27. Сочинение. Метафорическая работа. Описание: «Мир на рассвете». 28. Сочинение. Ассоциативная работа. Художественная деталь. 29. Сочинение. Образное размышление: «Что без бури океан?» 30. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Речевая характеристика героев. Диалог. Монолог.
2 триместр Мониторинг качества знания: 3С. 1. И. С. Тургенев. «Муму». Приёмы изображения характера человека. 2. И. С. Тургенев. «Муму». Сравнительная характеристика героев. Закон человечности. Конфликт. Авторская позиция. 3. И. С. Тургенев. «Муму». Роль пейзажа в произведении. 4. Сочинение. И. С. Тургенев. «Муму». Внутренний конфликт читателя повести. 5. А. А. Фет. Чтение наизусть (выбор обучающихся). Художественный мир поэта. Параллелизм описания. 6. Ф. И. Тютчев. Чтение наизусть (выбор обучающихся). Образное размышление поэта. Тема. Проблема. Идея. 7. Сочинение. Роль образа в восприятии стихотворения. 8. Анализ сочинения с точки зрения точного, уместного, выразительного словоупотребления; композиции сочинения. 9. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Сюжет, идея. Система персонажей. 10. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Роль композиции произведения. 11. С. Чёрный. «Кавказский пленник». Роль художественной детали.
12. А. П. Чехов. «Хирургия». О смешном в литературном произведении. Юмор. Средства создания комических ситуаций. 13. А. П. Чехов. «Смерть чиновника». Роль художественной детали. 14. Род литературы. 15. Эпические жанры. 16. Лирические жанры. 17. Лироэпические жанры. 18. Драматические жанры. 19. Тема природы в русской поэзии. А. К. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» И. А, Бунин. «Листопад». 20. Средства изображения жизни природы и человека. А. Фет. «Чудная картина». Н. Заболоцкий. «Гроза идёт». 21. А. И. Куприн. «Чудесный доктор». Смысл названия. 22. И. А. Бунин. «Подснежник». Роль эпизода. 23. И. А. Бунин. «Густой зелёный ельник у дороги…» Тема красоты. 24. С. А. Есенин. Чтение наизусть (выбор обучающихся). Олицетворение мира. 25. К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Нравственное размышление в произведении. 26. К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Символы произведения. 27. Промежуточный контроль. Сочинение – отзыв о прочитанном произведении. 28. Анализ сочинения с точки зрения композиции работы. 29. Роль парцелляции, эллипсиса в художественном тексте. 30. Е. И. Замятин. «Огненное «А»». Авторская речь. 31. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Роль эпизода. 32. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Характеристика литературного героя. Система персонажей. 33. М. М. Пришвин. «Времена года». Описание с элементами рассуждения. 34. Сочинение – стилизация. 35. Анализ творческой работы с точки зрения стилистического соответствия, стилевого единства.
3 триместр Мониторинг качества знания: 3С, 1 семинар, 3П. 1. А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». «Рассказ танкиста». Лирический герой. 2. Р. Г. Гамзатов. «Журавли». Тема памяти. 3. Р. Г. Гамзатов. «Мой Дагестан». «В горах джигиты ссорились, бывало,..» Национальный колорит стихотворения. 4. Тема родины в русской поэзии. И. С. Никитин. «Русь». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…» И. А. Бунин. «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» И. Северянин. «Запевка». 5. В. Белов. «Скворцы». Роль эпизода. 6. Сочинение – отзыв о прочитанном. 7. Анализ сочинения с точки зрения жанровых особенностей работы. 8. В. П. Астафьев. «Жизнь Трезора». Ю. П. Казаков «Арктур – гончий пёс». Образы животных. 9. Д. Лондон. «Белый Клык». Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка». Нравственные проблемы. 10. А. Алексин. «Самый счастливый день». Тема детства. 11. М. М. Зощенко. «Великие путешественники». Речевая характеристика героев. Роль стилистически окрашенной лексики. 12. М. М. Зощенко. «Великие путешественники». Характеристика литературного героя. 13. М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Смысл названия произведения. 14. О. Генри. «Вождь краснокожих». Образ ребёнка. 15. Ф. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке». Мир и ребёнок. 16. А. П. Чехов. «Мальчики». Авторская позиция. 17. Д. Лондон. «Любовь к жизни». Выбор человека. 18. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Мир и человек. 19. Сочинение. Образы любви к жизни в произведениях Д. Лондона и Д. Дефо. 20. Анализ сочинения с точки зрения сопоставления образов. 21. Ф. Шиллер. «Перчатка». Идея баллады. 22. В. Скотт. «Клятва Мойны». Сюжет баллады. 23. Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика. Р. Брэдбери. «Всё лето в один день». Смысл финала рассказа. 24. В. М. Шукшин. «Микроскоп». Авторская позиция. 25. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» Роль художественной детали. Образные параллели стихотворения. 26. Роль символа в художественном тексте. 27. А. А. Блок. Чтение наизусть (выбор обучающихся). Слово и образ. 28. Н. Рубцов. «В горнице». Лирический герой. 29. Итоговый контроль. Сочинение. Каким я вижу мир вокруг себя? Каким изображают этот мир поэты и писатели? 30. Анализ сочинения с точки зрения комментирования литературного материала. 31. Роль инверсии в художественном тексте. 32. Роль градации в художественном тексте. 33. Роль оксюморона в художественном тексте. 34. Работа над проектом. Является ли оксюмороном выражение «образная мысль»? 35. Защита проекта. 36. Работа над проектом. Кто старше: образ или изобразительно-выразительное средство? 37. Защита проекта. 38. Семинар. Существует ли схема анализа литературного произведения? Возможно ли составить схему литературного произведения? 39. Защита проекта. Поэзия и проза – лёд и пламя? 40. Презентация итоговых творческих работ.