Четверг, 19.09.2024, 10:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Контрольные работы [1]
Разработка КИМ ГИА [13]
Дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся [13]
Полезные ссылки [1]
Поиск
Преподаватель
Главная » Статьи » Дидактика » Дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся

От буквы, знака до темы, идеи, структуры текста
Хатькова С. А., учитель русского языка и литературы моу сош № 1 г. Хвалынска Саратовской области

Дидактический материал для 5-7 классов. Коррекция знаний обучающихся 

Знаки препинания. Однородные члены, сложное предложение. 
1.Легко дышало утро солнце тянулось к людям.
2.Набежала тучка и пролился дождь.
3.Была тёплая осень и время не спешило.
4.Пальцы вдруг разжались и радужное пятно растаяло.
5.Гроза совсем стихла только издали доносились ещё раскаты грома.
6.Ползла бесконечная туча в пустынном небе неровно мигали звёзды.
7.Приборы показали что корабль вышел на орбиту.
8.Человек чувствовал что слабеет от боли.
9.Я поднялся на одну из вершин чтобы посмотреть восход.
10.Тёмно-синяя поверхность моря ждёт первого луча чтобы заиграть весёлым блеском.
11.Светлое озеро казалось теперь больше потому что исчезла прибрежная зелень.
12.Я очень рано понял что человека создает его сопротивление окружающей среде.
13.Ночные песни леса исчезли по земле разлился свет утра.
14.Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звёзды и деревня затихла.
15.Молния осветила белую пыль дороги и траву когда хлопнули о землю первые капли дождя.
16.День прошёл зато обида не забылась.
17.Он вернулся чтобы забрать книжку.
18.Гроза широко грохотала над полем дождевой шум приближался к деревне.
19.Солнце садилось и от его ласкающей теплоты было грустно.
20.Я не отказываюсь бороться только я буду бороться честно.
21.Шелестят зелёные серёжки и горят серебряные росы.

1.Поднял кузнец голову и увидел маленькую девочку.
2.Собака завизжала от бессильной ярости немного проползла и остановилась.
3.Фонарь освещал землю корни деревьев траву тёмные лужи.
4.Камень пароход земля всё тонет в воде.
5.На верхней полочке стояли разные предметы игрушки вазы сумочки.
6.Облака солнце ветер всё касалось дороги.
7.На следующий день повторилось то же самое грохот отпираемой двери выход на работу.
8.Мастеру было смешно и грустно и радостно. 

Обособленные определения 
В слабо освещённой комнате жила тишина.
Сердитый паук, уставший ползать по паутине, заворчал.
На берегу моря мы увидели хрупкую фигурку мальчика, пристально смотрящего вдаль.
Собачка, никогда не бывавшая на охоте, испугалась.
Мягкая земля, перемешанная со снегом, скользит под ногами.
Она следит за стайкой воробьёв, прыгающих по дорожкам.
В небе, потемневшем от зноя, стояли неподвижные облака.
Молодой человек, лет 20, с секундомером в руках, оказался тренером наших детей.

Обособленные приложения 
Паучок, великий парашютист, завис в воздухе.
Наступала осень – вестница суровой зимы.
Я, учащийся 9 класса, обязуюсь высоко нести гордое звание выпускника.
Мы прислушались к мнению пожилой женщины, бабушки трёх внуков, и сменили гнев на милость.
Они, русские солдаты, погибали, спасая жизнь.

Обособленные обстоятельства
Сверкая, осыпался иней с деревьев.
Медленно поднимаясь на хребты волн, к берегу приближалась лодка.
Дождь, наполнив море ледяным шумом, успокоился.
Цепляясь за ветви сирени, проплывала паутинка.
Лес стоял молча, словно задумавшись.
Мы проходили по горным тропкам, почти не боясь высоты.
Только взрослея, мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.
Добровольцы промокли до нитки и продрогли до мозга костей.
Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.
В домах, несмотря на ранний час, горят огни.
Деревья, словно корни гигантских растений, повисают над пропастью.

Прямая речь
«Прямо ли ехать к царице?» - спросили люди.
«Здравствуйте, братья», - сказали им гости.
«Кто идёт?» - окликнул часовой.
Он застонал от боли и потребовал: «Скорее, пожалуйста, скорее!»
Учитель произнёс: «Завтра, ребята, у вас главный экзамен».
Все сказали: «Конечно, мы встретим его. Путь, вероятно, был долгим».
Кто-то тихо напевал: «Колокольчик тихо плачет, и хохочет, и звенит».
«В морозную ночь снег стонет», - прочитали мы в рассказе.
Все ответили: «Лучше, конечно, мечтать».
Мы услышали: «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта».
Он разгневанно кричал: «Жить не могу без Петербурга!»
«Легко, наверно таять», - подумал я.
«Улыбнись, непогода, мне», - шептал я.
«Здравствуй, котик», - сказал мужчина.
Мы согласились: «Конечно, уют можно создать».

Синтаксис простого предложения, синтаксис словосочетания

Внизу слышна была река.
Дрожал вдали по-весеннему тонкий лёд.
Притаился задумчивый лес.
По крутому склону горы скатываются весенние ручьи.
Холодной ночью звёзды светятся ярко.
Громкий шум машины мешал заниматься творчеством.
Маленький кот долго не следит за мышкой.
Солнце освещает мир.
Мы отправились на прогулку.
Многих влечёт неизвестность.
Мы ожидали опаздывающий поезд.
К горящему костру слетались мошки.
Тень сгущалась в неосвещённой комнате.
На этом пустынном берегу зимовщики решили окончательно обосноваться.
На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.
На побледневшем небе догорала заря.
Чуть заметная тропинка вьётся по крутому склону горы.
Дорожки посыпали песком.
Всем поставили оценку.
Днём занимаюсь в школе.
На улице пасмурно.
Надо стараться в жизни.
Темнеет.
Тишина.
Приходите на урок вовремя.
Мы идём устыдить мальчика.
От жары сохнут цветы.
Снег падал бесшумно.
Я прошу Машу спеть.
Я приехал к вам работать над книгой.
У всех есть желание освободиться от забот.
Не линяет только солнечный зайчик.



Тире в грамматической основе предложения
Учить – ум точить.
Говорить не думая – все равно что стрелять не целясь.
Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.
Воробьи – осторожные птицы.


Словарный диктант
Терпение, задумчиво, крикливый, покатистый, длинный, бесстрашный, рассказал, готовишься, объезд, объявление, объяснение, вьюга, бьёт, пьёт, пьеса, здесь, сделать, сгоряча, прыг, отвлекается, низкий, узкий, честный, в спящем городе, у лесного костра, в осеннюю ночь, чтобы, потому что, смотрите, видят, скажешь, обидела, цирк, ключевой, гигантский, честный, вкусный, интересный, небоскрёб, извинить, правильно, волейбол, хоккей, футбол, гимнастика, атлет, спортсмен, доска, приехал, пришкольный, приглушённый, предобрый, презабавный, никто, никуда, никого, никогда, ничем, кто-то, что-то, какой-то, о чём-нибудь, кое-что, бесценный, раскрой, бесшумный, бесстыдник, беззвёздный, безвкусный, горчица, яростный, страстный, герой, абзац, роман, рассказ, ключик, мячик, паучок, медвежонок, листочек, каменщик, шофёр, шёпот, расчёска, чащоба, капюшон, кукушонок, цыган, утешать, светильник, повторять, принести, заменить, помирить, смириться, свистнуть, мозг, пулемёт, очевидец, очарование, жалеть, скользко, приближался, увлекательно, увлечёшься, утренний, серебряный, кожаный, редкий, хрупкий, гитара, диван, тарелка, балкон, капуста, по-прежнему, заново, дочиста, изредка, снова, сначала, во-первых, железнодорожный, синеглазый, краснокожий, красно-чёрный, древнерусский, пол – листочка, ночка, вещь, полжизни, пол-урока, пол-Москвы, полтетради, на печке, у печки, в предложении, о жизни, в грусти, вперед, запасаемся, полководец, улыбка, вид, современный, он учится, он должен учиться, мне кажется, получается, улыбнётся, вдвоём, Кавказ, ослаб, мясник, подцепить, укоротил, вероломно, ежегодно, сегодня, завтра, кораблестроение, поездка, походного, ударение, прокопаешь, раста..л, доверч..вым, объед..нение, выстро..лись, ст..нцевать, уг..лок, площ..дей, в..лною,
Пр..стились, прощ..ю, бе…честный, поп..даешь, на..верху, поставле..ный, законч..нный, запрещ..нный, решё..ный, варе..ный, кипячё..ный, солее..ный, вяза..ный, расклее..нный, повер..вший, смазан..ый, выполн..нный, услыш..вший, прин..то, написа..но, реш..на, выполн..на, закрыта, сделана, разобран..ый, испеч..нный, сдерж..нный, то ..же самое, то..же пошёл, так ..же, как и мы, н..чевать, трав..ной, сказка, чес..ность, лаб..ратория, гор..зонт, м..рковь, т..йга, к..нфета, впеч..тление, д..журный, пр..зидент, б..нзин, автор…тет, х..рактеристика, до.. св..дани.., пр..ивет, искус..тво, буд..то, пост..новление, пр..пятствие, соч..нение, мед..цина, учас..ник, ч..мпион, ю..ный, румя..ный, стеклянный, помоч.., к..талог, библ..отека, р..шение, ур..внение, д..фис, , ястреб, сапож..к, пл..ток, б..тинки, гн..здо, чуткий, толпа, программа, апельсин, печной, замахнулся, стр..лял, моряк, трясёт, зашагал.

Абзацное членение текста

1.Павлушу в школе друзья угощали, а он их никогда не угощал. Он прятал полученные угощения и потом продавал их своим товарищам. У него оказался большой практический ум. Однажды он слепил из воска снегиря, выкрасил его и очень выгодно продал. Он покупал на рынке плюшки, садился возле богатеньких товарищей, ждал, когда они замрут от голода, показывал им плюшки и продавал товар согласно аппетиту. Два месяца он возился дома с мышкой и добился того, что мышь научилась вставать на задние лапки, ложиться по приказу. Её он тоже выгодно продал. Когда собралось пять рублей, он их зашил в мешочек и стал копить в другой.

2.В одном городе жили-были папа с сыном. Жили они хорошо, только клопы им житья не давали. Однажды папин друг посоветовал папе: «Чтобы клопы ушли, надо на них рассердиться». Папа решил попробовать. Он сделал серьёзное лицо и очень сердито крикнул: «Вон!» Клопы замерли, подождали немного, но папа повторил: «Вон!» Вздохнули клопы, построились и рядами поползли к двери. Последним полз маленький клопик. Папа не удержался и улыбнулся. А клопик не удержался и обернулся. «Он добрый!» - закричал клопик. «Добрый, добрый, добрый», - радостно вздохнули клопы и ломанулись обратно в комнату. Папа лежал на полу, весь истоптанный клопами, и виновато смотрел на сына. А сынок гладил папу и думал: «………»


3. Отец говорит тихо. Он не считает нужным повышать голос. От этого его слова кажутся очень продуманными и убедительными. Когда человек кричит, я всегда думаю, что голос неточно передаёт его мысли и чувства. Наверно, мешает волнение. О маминых талантах отец говорит почти шёпотом, будто раскрывает какую-то священную тайну. Мама и своей бухгалтерией руководит, и поёт, и стихи сочиняет. Она умеет чинить телефон и дверной замок, если они ломаются. Есть у мамы ещё одна удивительная особенность. Мама помнит имена, отчества и фамилии всех сослуживцев, с которыми она когда-либо работала. Она помнит всех наших дальних и близких родственников. Она помнит важные даты в жизни этих людей. Она знает, когда кто родился, когда кто женился. Эти даты записаны у мамы в особом блокноте, в который она почти никогда не заглядывает.
«Уникальная память!» - тихо восхищается папа. И всех этих людей мама поздравляет с разными торжествами. До глубокой ночи просиживает она над горой поздравительных открыток. Ей отвечают, но не все. Но и тех, кто не отвечает, мама продолжает поздравлять.

Диктанты – эссе. Абзацное членение текста. Продолжить сочинение - эссе.

1. Фантик, который случайно затерялся на моём столе среди книг и бумаг. Потрёпанный лоскуток мгновенного удовольствия. У вещей есть своя служебная лестница. Фантик где-то на первых её ступеньках. Жалкая участь вещи, которая служит другим вещам. Упаковки, коробки, пакеты, кульки, фантики… Какая-нибудь коробка ещё может и дальше использоваться, но фантик, развёрнутый и опустошённый, решительно никому не нужен. А всё-таки есть в нём что-то привлекательное, милое, узнаваемое, как часть судьбы. Сама многослойность фантика соблазнительна. Его развёртывание – сладкое предвкушение того, что иначе бы пришлось лишь грубо и коротко съесть. Фантик – это состояние ожидания, томления. Дети чувствуют это лучше взрослых и поэтому хранят фантики. На этих крошечных листочках сказки, прочитанные языком-мечтателем. Фантик – это словарик, с помощью которого можно переводить фантазию с языка говорящего на язык вкушающего. Фантик – это мечта на кончике языка. М. Эпштейн.

2. Вещь… Растение тише и послушнее животного, а вещь тише и послушнее растения. Люди должны учиться у вещей послушанию и терпению. Вещи даны человеку не только в пользование, но и в поучение. Мы можем учиться у тех, кто нам служит. Мы получаем от вещи то или иное благо. Нам следует воспринимать


3. О смысле жизни. Паутина.
Наши жизни – крохотные лоскутки в бестелесном покрывале вечности. Сшитые друг с другом тонкими паутинками чувств, знакомств, привычек, они удерживают друг друга. Порвется паутинка – и мир отпустит одну освобожденную жизнь. Обретенная уязвимость не изъян в полотне вечности. На место утерянного лоскутка вечность заботливо нашьет новую заплатку жизни. Лоскутное покрывало жизней обволакивает мир, превращаясь в лоскутный шар. Люди верят, что под кровом их жизней хранится тайна всего живого. Но вдруг шар окажется полым? Что случится, если, дернув за паутинки и отпустив лоскутки, скованные временем и старой привычкой к постоянству, мы поймем, что смысл нашей жизни был в стремлении к пустоте?Мы заслоняем собой пустоту, но, пока наши жизни сшиты хрупкими паутинками, у пустоты есть форма. Она обретает смысл.

Тема, проблема, идея рассказа
1. Её не теребил страх; она знала, что ничего худого не случится. В этом отношении Ассоль была всё ещё той маленькой девочкой, которая молилась по-своему, дружелюбно лепеча утром: «Здравствуй, бог!», а вечером: «Прощай, бог!»
По её мнению, такого короткого знакомства с богом было совершенно достаточно для того, чтобы он отстранил несчастье. Она входила в его положение: бог был вечно занят делами миллионов людей, поэтому к обыденным теням жизни следовало, по её мнению, относиться с деликатным терпением гостя, который, застав дом полным народа, ждёт захлопотавшегося хозяина, ютясь и питаясь по обстоятельствам.

2. Ассоль говорила с теми, кого понимала и видела. «Здравствуй, больной, - сказала она лиловому ирису, пробитому до дыр червем. – Необходимо посидеть дома». Большой жук цеплялся за колокольчик, сгибая растение и сваливаясь, но упрямо толкаясь лапками. «Стряхни толстого пассажира», - советовала Ассоль. Жук, точно, не удержался и с треском полетел в сторону.
В лесу, окружённая своими истинными друзьями, которые – она знала это – говорят басом, Ассоль чувствовала себя, как дома. Она здоровалась с деревьями, как с людьми, то есть пожимала их широкие листья. Она шла молча, шепча то мысленно, то словами: «Вот ты, вот другой ты; много же вас, братцы! Я иду, братцы, спешу, пустите меня. Я вас узнаю всех, всех помню и почитаю». «Братцы» величественно гладили её чем могли – листьями – и родственно скрипели в ответ.

3. – Благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.
Когда для человека главное - получить дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.
Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем.
Наше счастье – моё и Ассоль – останется нам всегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. Поняли ли вы меня?
- Да, капитан. – Пантен крякнул, вытерев усы аккуратно сложенным чистым платочком. – Я всё понял. Вы меня тронули. Пойду я вниз и попрошу прощения у Никса, которого вчера ругал за потопленное ведро. И дам ему табаку – свой он проиграл в карты.
Прежде чем Грэй, несколько удивлённый таким быстрым практическим результатом своих слов, успел что-либо сказать, Пантен уже загремел вниз по трапу и где-то отдалённо вздохнул.
Тема, проблема, идея рассказа

4. Грэю сказали, где мать; он прошёл в высокое помещение и, тихо прикрыв дверь, неслышно остановился, смотря на поседевшую женщину в чёрном платье. Она стояла перед распятием: её страстный шёпот был звучен, как биение сердца. «О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих и пленённых», - слышал, коротко дыша, Грэй. Затем было сказано: «… и мальчику моему…» Тогда он сказал: «Я…» Но больше ничего не мог выговорить. Мать обернулась.
Она похудела. Она стремительно подошла к сыну; короткий грудной смех, сдержанное восклицание и слёзы в глазах – вот и всё. Но в эту минуту она жила сильнее и лучше, чем за всю жизнь. «Я сразу узнала тебя, о мой милый, мой маленький!» И Грэй действительно перестал быть большим.
Он выслушал о смерти отца, затем рассказал о себе. Во всём, что он утверждал, как истину своей жизни, - она видела лишь игрушки, которыми забавлялся её мальчик. Такими игрушками были материки, океаны и корабли.
Грэй уже навсегда запомнил тот короткий грудной смех, полный сердечной музыки, каким встретили его дома, и раза два в год посещал замок, оставляя женщине с серебряными волосами нетвёрдую уверенность в том, что такой большой мальчик, пожалуй, справится со своими игрушками.

5. Артур Грэй родился с живой душой. Эта живость начала сказываться на восьмом году его жизни. Тип чудотворца, то есть человека, взявшего из бесчисленного разнообразия ролей жизни самую опасную и трогательную, намечался в Грэе ещё тогда, когда, приставив к стене стул, чтобы достать картину, изображавшую распятие, он вынул гвозди из окровавленных рук Христа, то есть попросту замазал их голубой краской, похищенной у маляра. В таком виде он находил картину более сносной.
Увлечённый своеобразным занятием, он начал уже замазывать и ноги распятого, но был застигнут отцом. Старик снял мальчика со стула за уши и спросил:
- Зачем ты испортил картину?
- Я не испортил.
- Это работа знаменитого художника.
- Мне всё равно, - сказал Грэй. – Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу.
В ответе сына Лионель Грэй, скрыв под усами улыбку, узнал себя и не наложил наказания.
Категория: Дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся | Добавил: Преподаватель (01.12.2013)
Просмотров: 473 | Теги: предложение, слово, текст, упражнения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright prepodavatel.ucoz.ru © 2024