Хатькова С. А., учитель русского языка и литературы моу сош № 1 г. Хвалынска Саратовской области
Подготовка к ГИА
Вариант 12
А1. Какое из высказываний не соответствует содержанию текста? 1. Слово – знак мысли, знак образности, чувственности. 2. Не все слова могут быть образными. 3. Слова обладают скрытой образностью. 4. Мир познается с помощью понятий и образов.
А2. В каком предложении содержится противопоставление? 1. 4. 2. 18. 3. 15. 4. 19.
А3. В каком значении употребляется в тексте слово красное (предложение 4)? 1. Основной оттенок лета. 2. Красивое. 3. Пламенное. 4. Смущенное.
А4. Почему автор утверждает: образное – значит индивидуальное, чувственное? 1. Словесный образ всегда авторский, потому что образ в слове каждый воспринимает (чувствует) по-своему и воспринимает ассоциативно, а ассоциация всегда индивидуальна. 2. Образными словами являются только слова, обозначающие эмоции. 3. Работать со словесными образами могут только способные люди. 4. Работать со словесными образами могут только люди, в ком развито чувство сострадания.
А5. Какое средство выразительности речи использовано в выражении лес насупился (предложение 17)? 1. Метафора. 2. Олицетворение. 3. Сравнение. 4. Эпитет.
А6. Какое средство выразительности речи использовано в предложении 17? 1. Градация. 2. Антитеза. 3. Парцелляция. 4. Инверсия.
А7. Какое средство выразительности речи использовано в выражении проявляется, пробуждается (предложение 15)? 1. Антонимы. 2. Контекстные синонимы. 3. Паронимы. 4. Омонимы.
А8. Укажите неверное суждение. 1. В слове образ два слога. 2. В слове образ количество букв и звуков совпадает. 3. В слове образ все согласные звуки звонкие. 4. В слове образ не все согласные имеют пару по звонкости/глухости.
В1. Замените слово насупился стилистически нейтральным синонимом.
В2. Из предложений 1-4 выпишите слово с неизменяемой приставкой, при произношении которой происходит озвончение.
В3. Из предложений 1-4 выпишите слово с неизменяемой приставкой, при произношении которой происходит оглушение.
В4. Из предложений 9, 15, 16 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
В5. Из предложения 5 выпишите слова, гласная в суффиксе которых не чередуется с у/ю в 1 лице настоящего или будущего времени.
В6. Из предложений 15-16 выпишите слово, правописание НН в котором объясняется правилом отыменного прилагательного, образованного с помощью суффикса –енн-.
В7. Из предложений 15-16 выпишите слово, правописание НН в котором объясняется правилом полного причастия, образованного с помощью суффикса –енн-.
В8. Выпишите все цифры, обозначающие знаки препинания при обособленном определении.
Например,1 сказать,2 что лето 3– это самое жаркое время года,4 следующее за весной. Познавая мир,5 человек создает о предмете и явлениях действительности понятия и образы. Образ,6 упрощенно говоря,7 -8 это картина предмета,9 воспринимаемого нашими чувствами… Лес – 10это обобщенное понятие:11 «множество деревьев,12 растущих на большом пространстве».
В9. Среди предложений 5-7 найдите предложения с обособленным обстоятельством.
В10. Среди предложений 2-5 найдите предложение с вводным предложением.
В11. Среди предложений 10-15 найдите предложение с вводным словом.
В12. Выпишите все цифры, обозначающие знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения.
В текстах,1 в речи,2 когда эти слова начинают обозначать единичные предметы, 3в них проявляется, 4пробуждается конкретное,5 чувственное, 6образное.
В13. Среди предложений 17-20 найдите бессоюзное сложное предложение.
В14. Выпишите грамматическую основу из предложения 10.
В15. Укажите количество грамматических основ в предложении: 1. 7. 2. 11. 3. 15.
В16. Замените словосочетание картина лета со связью управление синонимичным словосочетанием со связью согласование.
В17. Определите вид подчинения придаточных в предложении: Если нам нужно объяснить кому-нибудь, что такое лето, мы можем сделать это двумя способами.
В18. Преобразуйте предложения 8-9 в сложное предложение с сочинительной связью. Напишите получившееся предложение.
В19. Преобразуйте предложение 20 в предложение с обособленным обстоятельством. Напишите получившееся предложение.
В20. Преобразуйте предложение 15 в предложение с обособленным определением. Напишите получившееся предложение.
Часть 3
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете точку зрения автора, выраженную в 19-20 предложениях текста. Приведите два аргумента из текста, подтверждающих ваши рассуждения. С2. Лингвистическая тема. Тип речи – размышление.
Текст
1)Что такое образ и как он выражается в слове? 2)Предположим, что нам нужно объяснить кому-нибудь слово, что такое лето. Мы можем сделать это двумя способами. 3)Например, сказать, что лето – это самое жаркое время, следующее за весной. 4)Но можно и по-другому, как А. Пушкин: «Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи». 5)В первом случае мы объясняем, что такое лето, указывая на его существенные признаки (самое жаркое время года, наступает после весны), во втором – мы не объясняем, а показываем, рисуем картину лета, даём образ лета: зной, пыль, комары, мухи… 6)Перед нами два принципиально различных способа познания мира – понятийное и образное. 7)Познавая мир, человек создаёт о предмете и явлениях действительности понятия и образы. 8)Понятие – это общая мысль о предмете, его сущность. 9)Образ, упрощённо говоря, - это картина предмета, воспринимаемого нашими чувствами. 10)Образ и понятие полярно противоположны. 11)Но слово тем и замечательно, что оно заключает в себе, объединяет два начала. 12)Конечно, слово – знак мысли, носитель понятии. 13)Лес, земля, вода, розовый, дрожать – всё это понятия о предмете, действиях, признаках. 14)Но не только понятия. 15)В текстах, в речи, когда эти слова начинают обозначать единичные предметы, в них проявляется, пробуждается конкретное, чувственное, образное, особое. 16)Лес – это обобщённое понятие: «множество деревьев, растущих на большом пространстве». 17)Но если мы читаем: «Лес помрачнел, насупился, зашумел кронами деревьев», то это уже картина конкретного леса. 18)И в самом слове «лес» появляется нечто индивидуальное, образное, особое. 19)Все слова русского языка потенциально образны, то есть могут стать образными. 20)Надо только поместить их в соответствующее словесное окружение, надо уметь увидеть их скрытую образность. (Г. Солганик)